Новая архитектура оживит исторический центр

Многочисленные ограничения, связанные с охраной памятников старины, сдерживают развитие самого доходного направления коммерческой недвижимости - строительство и реконструкцию объектов в историческом центре города

В Петербурге, в отличие от большинства других городов России, запреты касаются не только отдельных зданий, но и целых районов, облик которых признан национальным и даже всемирным достоянием. Лишь в последнее время появляются проекты, так или иначе связанные с модернизацией наследия минувших эпох.

К числу таких проектов можно отнести и «Владимирский Пассаж», и центр «ПИК» на Сенной площади, и торговый центр «Опера» на Казанской улице. Ожидается, что будет значительно реконструирован универмаг ДЛТ, а также расширена галерея бутиков «Гранд-Палас» на Невском проспекте. Можно назвать и другие проекты, обоснованность которых вызывает споры не только специалистов в области управления недвижимостью, но и архитекторов.

Между тем споры спорами, а развитие развитием, и чем дальше, тем очевиднее становится, что город будет меняться и приобретать новый облик. Возможно, еще более значительными, нежели проекты торговых центров в старом Петербурге, будут перемены, ожидающие старинные промышленные здания города.

Площадь индустриальной застройки XVIII - начала XX столетия в 2,5 раза превышает площадь исторического центра города, и, как полагают специалисты, со вступлением в силу 1 октября 2005 года нового Градостроительного кодекса многие из этих комплексов ожидает новая жизнь.

У архитекторов, повторим, нет единого мнения насчет оправданности резких новаций на фоне сложившейся застройки. Точка зрения хранителей старины хорошо известна: современники не вправе рушить то, что оставлено предками. Мы попросили высказать свое мнение авторов нескольких весьма нашумевших проектов последних лет, руководителей архитектурной мастерской «Рейнберг & Шаров».

- Спроектированное в нашем бюро здание торгового центра «Опера», которое выстроено на Казанской улице, практически полностью выполнено в петербургских традициях, в частности, соблюдено установленное еще Николаем I правило, по которому ни одно здание не должно быть выше карниза Зимнего дворца, - рассказал Марк Рейнберг. - Не петербургским является стеклянный фасад. Но хочу напомнить: Петр Великий заложил Петербург как новый город России, который до революции был таковым и все время задавал тон в архитектуре. Не случайно в началеXX века на строительной выставке в Турине он был назван первым в Европе по качеству строительства. Причем под качеством понимали не только достоинства кладки стен или фундамента, но и архитектуру. До войны для Петербурга был характерен конструктивизм - тоже новый стиль, в первые послевоенные годы - так называемый сталинский ампир, но вдруг потом развитие замерло. И стало укрепляться мнение, что архитектурные новации все портят.

Однако это прямо противоречит традиции, принципам, заданным основателем города. В последние столетия архитектурные новации приходили в Россию именно через Петербург, и уже отсюда другие города заимствовали и стиль, и мастеров, которые воспроизводили его потом по всей стране. Потому в Петербурге надо отстаивать принципы нового города, конечно, в определенной мере соблюдая сложившиеся закономерности и стилистику.

Андрей Шаров высказался в том же ключе, подчеркивая, что архитектура как зодчество сегодня осталась только в центре города. В остальных районах - ремесло, в основном качественное, добротное, но искусством это не назовешь, поскольку все подчиняется только законам рынка: сначала верстается бизнес-план, и под него подстраивается все остальное. А президент «Корпорации С» (компании - девелопера центра «Опера») Василий Сопромадзе убежден, что здание «Оперы» через сорок лет (раньше просто нельзя) будет охранять КГИОП.

Владимир Хозиков

Юридические статьи »
Читайте также