Лоббизма у нас нет. Зато коррупции - хоть отбавляй

Лоббизм у нас с незапамятных времен упоминается недобрым словом наравне с поразившей все важнейшие сферы общества коррупцией. Нередко эти понятия ставят на одну доску и даже отождествляют. Однако, как лишний раз продемонстрировала драматичная история рассмотрения и провала законопроекта "Об ограничении лоббистской деятельности в Санкт-Петербурге" , цивилизованный лоббизм коррупции отнюдь не чета.

Представляя этот документ, депутат Игорь Михайлов резонно заметил, что от законодательного закрепления института лоббизма "зависит развитие экономики и других социально-политических институтов гражданского общества". При этом он апеллировал к многолетней практике стран, которых принято называть цивилизованными. В США первый закон о лоббистской деятельности был принят еще в 1876 году! Основным механизмом ее правового регулирования стала регистрация лоббистов при властных структурах - сенате и палате представителей конгресса. Большинство государств Старого Света стараются придерживаться порядка лоббистской деятельности, рекомендованного ЕС. В этих странах легально действует разветвленная сеть специальных лоббистских структур. Например, в Великобритании годовой оборот профессиональных лоббистских фирм составляет 500 млн фунтов стерлингов. Одно из немногих исключений Западной Европы - Италия, где лоббизм официально ставится вне законодательного регулирования...

Россия пока последовательно придерживается итальянского пути. В федеральном законодательстве понятие "лоббизм" до сих пор отсутствует. Его упоминание, как в негативном, так и в нейтральном контексте, на региональном уровне (например, в двух приказах 5-6-летней давности ныне не существующего комитета по экономике и промышленной политике администрации Петербурга) принципиально ситуацию не меняет. Любой локальный прорыв на этом направлении очень даже бы не помешал. "Федеральное законодательство далеко не в полном объеме регулирует те процессы, которые складываются по мере развития государства, - полагает г-н Михайлов. - Нам надо сделать попытку правового регулирования лоббизма. Или, по крайней мере, четко выразить свою политическую позицию".

Никто из депутатов оспаривать такую постановку вопроса не стал. Правда, вице-спикер Юрий Гладков усомнился в правомерности узаконивания лоббизма на местах без соответствующего федерального закона. На что г-н Михайлов вполне резонно напомнил о таком правовом парадоксе, как отсутствие в нашем Уголовном кодексе понятия "коррупция". По его мнению, легализация лоббизма не только позволила бы устранить такие характерные явления нашего времени, как коррупция, местечковость и клановость, но и способна кардинально изменить систему принятия решений органами государственной власти.

Законопроект об ограничении деятельности петербургских лоббистов поддержали лишь 17 городских парламентариев. Отказ молчаливого большинства ЗакСа от перехода к системе "белого", цивилизованного лоббизма - это тоже политическая позиция. Не берусь судить, какое из предложенных г-ном Михайловым ограничений более всего встревожило народных избранников - запрет на занятие лоббизмом должностных лиц; имеющим судимость за уголовные преступления; состоящим на учете в психоневрологических учреждениях... Все остальные дееспособные и совершеннолетние граждане России получали бы возможность на законном основании лоббировать кого угодно и сколько душе угодно. Увы, пока на неопределенное время все останется по-старому. Легального лоббизма у нас как не было, так и не будет. Заодно нам придется делать вид, что в стране нет и коррупции, густо замешанной на "теневом" лоббизме.

Михаил Кореневский

Власть опять залезла в наши карманы  »
Юридические статьи »
Читайте также