О бесплатном сыре За "беспроцентные кредиты" будут штрафовать

Уж сколько раз твердили миру, что сыр бесплатный, как и кредит беспроцентный, бывает только в мышеловке. Однако реклама о бесплатных кредитах заполонила наши дома. И магазины, стремящиеся привлечь как можно большее количество покупателей, продолжают, понятное дело, замалчивать реальную информацию по кредиту. Доверчивые покупатели по-прежнему попадаются на рекламную уловку. Люди понимают: что-то тут не так! Тем не менее, очень хочется прямо сейчас купить новенький холодильник или стиральную машину, а "бесплатный" кредит выглядит весьма заманчиво. В наступившем году за некорректную рекламу будут серьезно штрафовать. То есть теперь, скорее всего, вам не будут больше обещать бесплатные кредиты. Хотя бы просто потому, что их не бывает. Об этом наш сегодняшний разговор с начальником отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Натальей Плошкиной.

- Пока мы по-хорошему предупреждаем торговые организации привести свою рекламу в порядок. И хочу напомнить, что с 27 января 2006 года штрафные санкции ужесточатся. Раньше статья 14.3 КоАП РФ предусматривала штраф в размере 400 - 500 МРОТ (1 МРОТ - 100 рублей), а сейчас штраф повысился до 5 тысяч МРОТ. И вскоре мы начнем активно штрафовать недобросовестных рекламодателей и инициировать судебные процессы.

- К вам уже обращались обманутые покупатели?

- Да. В начале 2005 года сеть крупных магазинов бытовой техники разместила рекламу, в которой содержалась информация про "убойный кредит - 1 процент в месяц за все". Покупатель оплатил сразу 10 процентов стоимости товара, а на остальную сумму ему дали кредит. За пользование кредитом он должен был переплачивать 1 процент каждый месяц. То есть за год получалось 12 процентов. А на самом деле он переплатил 23 процента! Выяснилось, что 1 процент высчитывался из полной стоимости товара, а не из суммы кредита. Данная рекламная информация ввела гражданина в заблуждение, и он обратился в ФАС с заявлением.

- В чем обычно заключается подвох, когда обещают беспроцентный кредит?

- Выгода для банка и магазина обязательно где-то заложена: либо в стоимости товара, либо в так называемых "невидимых" банковских тарифах. Вы же прекрасно понимаете, что никакой банк или торговая фирма не будут заниматься "благотворительностью". То есть в среднем товары в магазинах, где торгуют в кредит, стоят дороже на одну-две тысячи рублей, чем там, где торгуют без кредитов. Это как раз те случаи, когда магазины заверяют, что сами оплатят банку проценты по кредиту. "Щедрость" эта, так или иначе, возможна только за наш с вами счет. Как я и сказала, цена товара в кредит сильно завышена. Магазин все равно останется при своей плановой прибыли.

Что касается банковских тарифов, информация о них прописана в "пухлом" кредитном договоре. Обычно люди берут дорогие вещи, волнуясь, и длинный, мудрено написанный договор читают невнимательно. Кроме того, многим просто не разобраться в банковской терминологии. А дополнительную плату могут взять за что угодно! За организацию и пользование кредитом, например, за ведение ссудного счета и кредитного досье и т.д. И даже ест при подписании договора выясняется, что кредит этот далеко не бесплатный психологически покупатель уже не хочет отказываться от почти совершенной покупки.

- Так что же теперь можно будет, а что нельзя указывать в рекламе?

- Кредиты дают банки, а не магазины. Поэтому реклама по кредитам должна идти от банков, а не от торговых организаций. Магазин может только указать: "продажа в рассрочку". А вот банки в своей рекламе имеют право указать и кредитную ставку Но стоит помнить, что плата по кредиту не может быть ниже ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России. В противном случае, кредитная организация работала бы себе в убыток. На данный момент ставка рефинансирования составляет около 17 процентов. Таким образом, вы должны понимать, что ни при каких обстоятельствах ваша переплата по кредиту не сможет быть менее 17 процентов. Арифметика здесь абсолютно проста.

Месяц назад, кстати. Центробанк совместно с ФАС разработали рекомендации для кредитных организаций о том. какую информацию потребитель должен узнать до подписания договора .

- Но ведь это рекомендации, то есть следовать им не обязательно...

- Пока да. Но мне перед Новым годом прислали поправки, которые хотят внести в Федеральный закон о рекламе , и там все эти рекомендации прописаны как обязательные для исполнения. Кроме того, сейчас Центробанк направил эти рекомендации всем коммерческим банкам. Те банки, которые будут предоставлять неполную информацию, будут заноситься в "черный список".

- Значит, в этом году рекламный бизнес ожидает много судебных скандалов?

- Пожалуй, да. Год будет напряженным, и не только из-за рекламы кредитов. Сейчас принимаются и другие поправки к федеральному закону. В них будет учитываться реклама биологически активных добавок, игровых автоматов, азартных игр и многое другое, чего раньше законодательство, к сожалению, не предусмотрело.

Юлия Ли

Юридические статьи »
Читайте также