Советом банки не возьмешь. Рекомендации кредитным организациям ФАС решила превратить в законы

Частые обращения граждан в Федеральную антимонопольную службу по факту неполучения условий потребительского кредитования заставили антимонопольщиков заняться разработкой поправок в законодательство, согласно которым банкам будет необходимо подробно прописывать условия получения потребительских кредитов.


Итак, три недели назад служба разослала по банкам стандарты раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов гражданам. Согласно документу, банки обязаны предоставлять гражданам полную информацию по условиям кредитования. Таким образом, считают в службе, они уберегут клиентов банков от двусмысленного толкования предложений кредитных организаций. Банки должны по каждому виду кредита заполнять для клиента специальную форму. Помимо этого, банк обязан указывать процентную ставку по кредиту, единовременные и неоднократные комиссии и платежи, условия досрочного погашения кредита, основания для взимания неустойки и ее размер, тарифы по обслуживанию банковских карт, вида платежей третьим лицам и так далее.

Хотя эти стандарты не являлись обязательными по форме, но по сути все оказалось не так. ФАС решила пойти дальше рекомендаций и подготовить соответствующие поправки в законодательство. А пока суть да дело, Центробанк и ФАС будут внимательно наблюдать, как банки выполняют эти рекомендации и в случае нарушений применять к ним штрафы. Максимальные административные санкции составят в сумме пять тысяч МРОТ за однократное нарушение, а квалифицироваться это будет как "недобросовестная конкуренция".

Напомним, что предыстория данных решений была проста. При рекламе потребительских кредитов некоторые банки либо не указывали многих важных условий их получения, либо же печатали их настолько мелким шрифтом, что многие клиенты попросту не обращали на них внимание. Наиболее характерный пример: банк на передний план выносил процент по кредиту, а сопутствующие кредиту комиссии или уводили на задний, или не указывали вовсе. Как результат, клиент, получивший кредит, через какое-то время узнавал, что совокупно со всеми услугами процент по нему намного превышает продекларированный. Соответственно, граждане не нашли ничего лучшего, как обратиться в антимонопольную службу с просьбой разобраться в этой ситуации. Результат налицо - антимонопольщики решили действовать в интересах населения. Причем ФАС намерена штрафовать не только банки, но и их руководителей. Надо сказать, что банки осознали серьезность намерений властей, и из девяти нарушителей на рынке осталось только два.

Комиссия Правительства одобрила концепции и проекты техзаданий ФСФР на разработку законов о производных финансовых инструментах и о секъюритизации активов  »
Юридические статьи »
Читайте также