Абонент имеет право

С 1 июля вступают в силу новые правила пользования телефонной сетью. Об одном новшестве, что звонки со стационарного телефона на мобильный станут платными,

все уже сообщили. Правда, буквально через день Министерство информационных технологий и связи опровергло свое же заявление - ведь превращение бесплатной услуги в платную требует более веского обоснования, чем "жажда денег".

Некоторые другие перемены в области связи будут выгодны пользователям. Например, с 1 июля при заключении договора на установку телефона в помещении, где его прежде не было, абонент сможет получить беспроцентный кредит. Первоначальный взнос составит 30 процентов всей суммы, а оставшуюся часть надо будет заплатить в течение шести месяцев.

Кроме того, правила существенно облегчили жизнь гражданам, въезжающим в телефонизированную квартиру, и всем организациям, меняющим офис. Пока что гражданин, купивший квартиру с телефоном, вынужден вновь платить за его установку. Организации же были вообще в бесправном положении - за одну и ту же точку телефонная станция могла получать полную стоимость подключения при каждой смене арендатора. То есть за простой росчерк пера - за смену фамилии или названия фирмы-абонента - связисты получали такие же деньги, как за полноценную телефонизацию. Незаконность такой политики уже была признана арбитражным судом. Теперь по требованию нового владельца телефонизированного помещения оператор обязан заключить договор за сумму, равную месячной абонентской плате.

Получат маленький подарок любители коротких разговоров: с 1 июля все разговоры (в том числе междугородние) длительностью менее 6 секунд не учитываются в объеме оказанных услуг телефонной связи. Эту новацию почувствуют, например, зрители телепрограмм "К барьеру", "Что? Где? Когда?" и т. п., когда для голосования надо позвонить в Москву и дождаться сигнала автоответчика. Сейчас такой звонок обходится в стоимость полной минуты междугородней связи.

Еще одно удобство - вызвать мастера для ремонта телефона теперь можно будет круглосуточно. Это требование правила предъявляют ко всем операторам. Сейчас бюро ремонта филиала ОАО "Северо-Западный Телеком" - ПТС работают только 10 часов по будним дням и закрыты в воскресенье. То есть абоненты, телефон которых из-за сбоя был отключен в субботу вечером, в течение более 30 часов даже не могут сообщить об этом на станцию.

Дополнительные права получают пользователи предоплатных телефонных карт - они смогут в любой момент вернуть уже вскрытую карту с возвратом всей неизрасходованной суммы. А вот с задолженности за оказанные в кредит услуги придется платить пени - 1 процент от неуплаченной суммы в день.

В общем, в сфере телефонных услуг правительство вспомнило о правах граждан. Например, авторы правил учли состоявшийся в Санкт-Петербурге прецедент - антимонопольному органу удалось доказать, что оператор связи не вправе отключать телефон в случае неоплаты услуг, не являющихся услугами телефонной связи. То есть за долги по пользованию Интернетом, справочной информацией, по отправке телеграмм в кредит, развлекательные услуги, в том числе пресловутый "секс по телефону", и так далее выключать телефон не имеют права.

Проблема "абонентского шантажа" возникла в Петербурге несколько лет назад. ПТС заключила договоры с разными компаниями на предоставление справочных и иных услуг и всемерно радела, чтобы поставщики этих услуг исправно получали деньги: отключение телефона с угрозой, что потом за включение придется платить как за телефонизацию, было мощным аргументом. Причем зачастую биллинг (учет времени разговора) вели сами "услуговые" компании - и попробуй докажи, что ваш ребенок говорил по платному каналу пять минут, а не час. А телефонная компания, "прикормившая" такого рода партнеров, формально ни за что не отвечала - лишь выставляла чужие счета и пугала отключением. Многие петербуржцы получали требование оплаты за пользование эротическим каналом, участие в лотерее и т. п. Попытки искать правду через суд отбивались "железным" аргументом: "Оплатите счет, а потом судитесь", - требовали менеджеры ОАО "Северо-Западный Телеком". В суде же юристы телефонной компании утверждали, что оплата счета считаетсяего признанием.

На защиту абонентов от такого рода вымогательства встало территориальное управление Министерства России по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Оно запретило телефонному монополисту отключать телефон за долги, не относящиеся к услугам телефонной связи. Арбитражный суд признал это требование законным и обоснованным. Теперь эта норма вошла в правила. Хозяева разного рода "сексов по телефону" должны будут требовать оплату с должника в обычном порядке - через суд. Или же наказывать его отключением от своей услуги.

И, наконец, о телефонной "повременке", перспективы которой волнуют всех горожан. Принципиально вопрос о ее допустимости решен уже давно. Вступивший в силу с 1 января 2004 года закон предусмотрел право абонента выбирать систему оплаты: абонентская или повременная. Вторая может быть даже выгодна "малоговорящим". А утвержденные ныне правила лишь прописывают некоторые процедуры, например, говорится, что заявление об изменении системы оплаты (фиксированная абонентская плата, "повременка", смешанный тариф) подается гражданином не позднее чем за 10 дней до окончания календарного месяца. В этом случае оператор обязан уже с первого числа перевести абонента на выбранную систему оплаты.

На практике таким правом в Санкт-Петербурге пока могут пользоваться только жители Сертолова, поселков Коммунар и Ленинское. У них изначально была введена повременная оплата местных разговоров. Для всех остальных время "повременки" наступит после того, как будут утверждены тарифы. Они телефонистами подготовлены, но официально пока не обнародованы - в условиях непрерывного роста всех обязательных платежей (квартплаты, коммунальных услуг, транспорта) аналогичные предложения телефонистов вызовут слишком большой общественный резонанс. Хотя в том, что повременная оплата в обозримом и даже ближайшем будущем станет фактом, сомневаться не приходится.

В общем же можно сказать, что новыми правилами правительство не столько защищает права граждан, сколько просто наводит в области связи порядок. С одной стороны, отменяется плата за телефонизацию уже телефонизированной квартиры или офиса, запрещается отключение связи за неоплату услуг сторонних компаний, с другой - телефонистам дается право брать деньги за звонки на мобильные телефоны, еще раз подтверждается неизбежность введения повременной оплаты. Судя по всему, появление пунктов в пользу граждан вызвано в первую очередь возрастанием конкуренции среди операторов связи, появлением компаний, которые реально угрожают монополии той же ПТС, то есть они являются вынужденными. На потребителя работает рынок, а правительство и монополисты вынуждены реагировать на его требования.

Павел Нетупский

Сотовые операторы, возможно, раскошелятся С 1 июля вводятся новые правила оказания услуг мобильной связи  »
Юридические статьи »
Читайте также