Обзор Российского законодательства за 1.9.2005


1 сентября 2005 года вступили в силу некоторые федеральные законы

С 1 сентября2005 года вступили в силу следующие нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 118-ФЗ, в соответствиис которым внесены изменения вглаву 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, устанавливающие особенности уплаты НДС при реорганизации юридическихлиц. В частности, не облагаются НДС операции по передаче имущественныхправ правопреемникам. Организации-правопреемники получают правона налоговые вычеты в установленном порядке тех сумм налога,которые не были приняты к вычету для реорганизуемой организациидо момента завершения ее реорганизации. Организации-правопреемникитакже получают право на возмещение в форме зачета или возвратаиз бюджета тех сумм налога, которые не были возмещены до моментазавершения реорганизации. Для целей налогового вычета и обоснованияприменения налоговой ставки в размере 0 процентов организации-правопреемникимогут использовать счета-фактуры и другие документы по установленномуперечню с реквизитами реорганизуемых организаций.

Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 99-ФЗ "О внесенииизменений в статью 55 Федерального закона "О воинской обязанностии военной службе" установил новую категорию граждан- "граждане, не подлежащие призыву на военные сборы".

К указанной категории относятся граждане, отбывающие наказаниев виде обязательных работ, исправительных работ, ограничениясвободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашеннуюсудимость за совершение преступления, а также граждане, в отношениикоторых ведется дознание либо предварительное следствие илиуголовное дело в отношении которых передано в суд.

Утверждены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа2005 года N 541 установлены следующие федеральные стандартыоплаты жилого помещения и коммунальных услуг:

а) федеральныйстандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономическиобоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещенияи предоставление коммунальных услуг;

б) федеральный стандарт максимально допустимой долисобственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальныхуслуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов;

в) федеральный стандарт социальнойнормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общейплощади жилья на 1 гражданина;

г) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемыхжилищно-коммунальных услуг (содержание и текущий ремонт жилогопомещения, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение,водоотведение, электроснабжение и газоснабжение) на 1 кв. метробщей площади жилья в месяц;

д) федеральный стандарт стоимости капитального ремонтажилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц.

Также утвержденыфедеральные стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальныхуслуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и стоимостикапитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площадижилья в месяц на 2006 год по субъектам Российской Федерации.

Утверждены формы документов для ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации

Приказом Минюста России от 24 августа 2005 года N 138 утвержденыформы документов для ведения государственного реестра муниципальныхобразований Российской Федерации.

Утверждена Методика определения размера платы за заимствование материальных ценностей из государственного материального резерва

Совместным приказом Минэкономразвития России N 151 и МинфинаРоссии N 94н от 18 июля 2005 года утвержденаМетодика определения размера платы за заимствование материальныхценностей из государственного материального резерва, в соответствиис которой предложения по установлению размера платы за заимствованиеготовятся управлениями по направлениям деятельности Росрезерваи рассматриваются межведомственным советом, формируемым из представителейРосрезерва, Минэкономразвития России и Минфина России, которыйпредставляет заключение по данным предложениям руководителюРосрезерва. При подготовке данных предложений учитываются основныефакторы, влияющие на размер платы за заимствование материальныхценностей из государственного материального резерва и установленныепунктом 3 Методики.

НОВОСТИ О ЗАКОНОПРОЕКТАХ

В Государственной Думе рассматриваются новые законопроекты

Законопроектом"О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитныхисториях" уточняется порядок формирования кредитных историй;

Предусматривается установление льготы по налогу на имуществоорганизаций в отношении территориальных автомобильных дорогобщего пользования и муниципальных автомобильных дорог, а такжесооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанныхобъектов в законопроекте "О внесении изменения в главу30 "Налог на имущество организаций" части второй Налоговогокодекса Российской Федерации;

Внесен законопроект, направленныйна упрощение процедуры легализации прав на земельные участки,образованные до введения в действиеЗемельного кодекса Российской Федерации и используемые дляиндивидуального жилищного, гаражного строительства, веденияличного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводстваи огородничества.

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона N 943-1 (в действующей редакции) налоговые органы вправе предъявлять в арбитражном суде иски о признании недействительными сделок и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам

Впостановлении от 8 июля 2005 года по делу N А42-9397/04-13Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отменилсостоявшиеся судебные акты, а дело по заявлению ИФНС о признаниинедействительной сделки, заключенной между ответчиками, направилна новое рассмотрение, указав на ошибочность вывода судов оботсутствии у налоговых органов права на предъявление в суд исково признании сделок недействительными, поскольку в соответствииспунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"(в действующей редакции) налоговые органы вправе предъявлятьв арбитражном суде иски о признании недействительными сделоки взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам,поскольку данныйЗакон не признан утратившим силу в связи с вступлением вдействиеНалогового кодекса РФ и является действующим.

Отказывая в иске, суд обоснованно установил неправомерность привлечения предпринимателя к налоговой ответственности, указав, что налоговая санкция не содержит минимального размера штрафа, а в налоговой декларации отсутствуют суммы налога

Федеральныйарбитражный суд Западно-Сибирского округа впостановлении от 4 мая 2005 года по делу N Ф04-2581/2005(10782-А46-23)указал, что решением суда первой инстанции, оставленнымбез изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворениитребований инспекции отказано правомерно.

Исследовав материалыдела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что основаниемдля привлечения предпринимателя к налоговой ответственностиявляются нарушенияп.6 ст.80,п.1 ст.229 НК РФ, выразившиеся в несвоевременном представленииналоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

При этом суд указал, что доводы налогового органа о тесной взаимосвязипунктов 1 и2 ст.119 НК РФ, нарушения принципа справедливости не принимаютсясудом кассационной инстанции. Налоговая норма подлежит буквальномутолкованию, и вп.2 ст.119 НК РФ нет ссылки на взаимосвязь с другой нормой.

Суд отказал в удовлетворении заявления налоговой инспекции о взыскании налоговых санкций по ст.118 НК РФ, указав, что уведомление об открытии текущего валютного счета одновременно свидетельствует и об открытии транзитного валютного счета

Впостановлении от 7 апреля 2005 года по делу N А55-14552/04-41Федеральный арбитражный суд Поволжского округа указал, чтотранзитный валютный счет открывается параллельно текущему валютномусчету независимо от волеизъявления организации. Уведомлениеналогоплательщиком налогового органа об открытии текущего валютногосчета одновременно свидетельствует и об открытии транзитноговалютного счета.

Таким образом, привлечение налогоплательщикак ответственности пост.118 НК РФ за нарушение срока представления в налоговыйорган информации об открытии транзитного валютного счета приотсутствии претензий к направлению налогоплательщиком сообщенияоб открытии текущего счета является неправомерным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что требование истца об обязании ответчика предоставить еще один земельный участок в качестве компенсации изъятого земельного участка является неправомерным

Федеральныйарбитражный суд Центрального округа впостановлении от 15 марта 2005 года по делу N А48-2617/04-5указал, что оснований для отмены судебных актов не имеется,поскольку имеющим существенное значение для разрешения спораобстоятельствам, а также доводам, изложенным в кассационнойжалобе, дано надлежащее правовое обоснование.

При этомсуд указал, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований,суд обоснованно руководствовалсяч.1 ст.55 Земельного кодекса РСФСР, а доводы заявителя жалобыо необходимости предоставления земельного участка взамен изъятогопо решению суда были известны суду, обсуждались, оценивалисьс правовой точки зрения и обоснованно отклонены по мотивам,изложенным в судебных актах; соответствующую компенсацию, предусмотреннуюзаконодательством, истец уже получил.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" участник общества вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества

Впостановлении от 18 июля 2005 года по делу N А82-2800/2004-1Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа указал, чтов соответствии состатьей 26 Федерального закона "Об обществах с ограниченнойответственностью" участник общества вправе в любоевремя выйти из общества независимо от согласия других его участниковили общества.

В случае выхода участника общества из обществаего доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходеиз общества. При этом общество обязано выплатить участнику общества,подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимостьего доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетностиобщества за год, в течение которого было подано заявление овыходе из общества, либо с согласия участника общества выдатьему в натуре имущество такой же стоимости, а в случае неполнойоплаты его вклада в уставный капитал общества действительнуюстоимость части его доли, пропорциональной оплаченной частивклада.

Впункте 16 постановления Пленумов Верховного Суда РоссийскойФедерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от9 декабря 1999 года N 90/14 "О некоторых вопросах примененияФедерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"разъяснено, что общество обязано выплатить участнику, подавшемузаявление о выходе из общества, действительную стоимость егодоли, размер которой определяется на основании данных бухгалтерскойотчетности общества за год, в течение которого подано указанноезаявление. Исходя изпункта 2 статьи 14 Закона действительная стоимость долиучастника должна соответствовать части стоимости чистых активовобщества, пропорциональной размеру его доли.


Право применения налоговой ставки 0% и возмещения НДС по операциям транспортировки экспортированных товаров, которые на момент перевозки не были помещены под таможенный режим экспорта, не связано с фактом помещения товаров под таможенный режим экспорта

Впостановлении от 13 июля 2005 года по делу N А05-26579/04-11Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа частичноотменил состоявшиеся судебные акты и признал недействительнымрешение налоговой инспекции об отказе обществу в возмещенииналога на добавленную стоимость по операциям, связанным с работамипо перевалке и экспедированию нефтепродуктов, предназначенныхдля реализации на экспорт. Суд указал на ошибочность позицииналоговой инспекции, которая считает, что операции по транспортировкеэкспортированных товаров облагаются налогом на добавленную стоимостьпо ставке 0 процентов только в том случае, если на момент осуществленияперевозки товары уже помещены под таможенный режим экспорта.Поскольку в данном случае перевозимые нефтепродукты помещеныпод таможенный режим экспорта после их транспортировки, инспекциясчитает, что общество необоснованно применило налоговую ставку0 процентов при налогообложении выполненных им работ.

Такойвывод налогового органа является ошибочным и противоречит буквальномусмыслу положенийподпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, поскольку действиеданной нормы распространяется на операции, связанные с производствоми реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта,в том числе на операции по транспортировке, погрузке и перегрузкеэкспортируемых товаров. То есть право на применение данной статьисвязано с фактом вывоза товаров в таможенном режиме экспорта,а не с фактом помещения их под таможенный режим экспорта. Приэтом факт экспорта товаров и обоснованность применения налоговойставки 0 процентов подтверждаются представлением налоговомуоргану наряду с иными документами таможенной декларации с отметкамиоб экспорте товаров.

КОММЕНТАРИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ

Отнесение задолженности к безнадежным долгам в целях налогообложения прибыли

Можетли банк классифицировать ссудную задолженность (по выданнымпотребительским кредитам) как безнадежную в целях налогообложенияприбыли, если по экономическому заключению сотрудников банкарасходы на ее взыскание значительно выше, чем просроченная ссуднаязадолженность?

Экономическое заключение о задолженности,подготовленное сотрудниками банка, не может служить основаниемдля отнесения задолженности к безнадежным долгам в целях налогообложенияприбыли.

Более подробные разъясненияпо этому (см.консультацию от 31 августа 2005 года N МВ3400) и другимвопросам вы можете найти в разделе "Законодательствов вопросах и ответах" информационной системы "Кодекс" (www.kodeks.ru).

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

Подведены итоги конкурса по благоустройству города "Московский дворик" 2005 года

Постановлением Правительства Москвы от 23 августа 2005 годаN 640-ПП утверждены итоги конкурса "Московский дворик"в 2005 году.

Конкурс "Московский дворик" положилначало другим конкурсам по благоустройству городских территорий.В ходе конкурсов по содержанию зеленых насаждений проведеныозеленительные работы на площади более 6 тыс.га, высажено

Обзор Российского законодательства за 20.9.2005  »
Юридические статьи »
Читайте также