Обзор Российского законодательства за 1.9.2005


1 сентября 2005 года вступили в силу некоторые федеральные законы

С 1 сентября2005 года вступили в силу следующие нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 118-ФЗ, в соответствиис которым внесены изменения вглаву 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, устанавливающие особенности уплаты НДС при реорганизации юридическихлиц. В частности, не облагаются НДС операции по передаче имущественныхправ правопреемникам. Организации-правопреемники получают правона налоговые вычеты в установленном порядке тех сумм налога,которые не были приняты к вычету для реорганизуемой организациидо момента завершения ее реорганизации. Организации-правопреемникитакже получают право на возмещение в форме зачета или возвратаиз бюджета тех сумм налога, которые не были возмещены до моментазавершения реорганизации. Для целей налогового вычета и обоснованияприменения налоговой ставки в размере 0 процентов организации-правопреемникимогут использовать счета-фактуры и другие документы по установленномуперечню с реквизитами реорганизуемых организаций.

Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 99-ФЗ "О внесенииизменений в статью 55 Федерального закона "О воинской обязанностии военной службе" установил новую категорию граждан- "граждане, не подлежащие призыву на военные сборы".

К указанной категории относятся граждане, отбывающие наказаниев виде обязательных работ, исправительных работ, ограничениясвободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашеннуюсудимость за совершение преступления, а также граждане, в отношениикоторых ведется дознание либо предварительное следствие илиуголовное дело в отношении которых передано в суд.

Утверждены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа2005 года N 541 установлены следующие федеральные стандартыоплаты жилого помещения и коммунальных услуг:

а) федеральныйстандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономическиобоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещенияи предоставление коммунальных услуг;

б) федеральный стандарт максимально допустимой долисобственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальныхуслуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов;

в) федеральный стандарт социальнойнормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общейплощади жилья на 1 гражданина;

г) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемыхжилищно-коммунальных услуг (содержание и текущий ремонт жилогопомещения, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение,водоотведение, электроснабжение и газоснабжение) на 1 кв. метробщей площади жилья в месяц;

д) федеральный стандарт стоимости капитального ремонтажилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц.

Также утвержденыфедеральные стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальныхуслуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и стоимостикапитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площадижилья в месяц на 2006 год по субъектам Российской Федерации.

Утверждены формы документов для ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации

Приказом Минюста России от 24 августа 2005 года N 138 утвержденыформы документов для ведения государственного реестра муниципальныхобразований Российской Федерации.

Утверждена Методика определения размера платы за заимствование материальных ценностей из государственного материального резерва

Совместным приказом Минэкономразвития России N 151 и МинфинаРоссии N 94н от 18 июля 2005 года утвержденаМетодика определения размера платы за заимствование материальныхценностей из государственного материального резерва, в соответствиис которой предложения по установлению размера платы за заимствованиеготовятся управлениями по направлениям деятельности Росрезерваи рассматриваются межведомственным советом, формируемым из представителейРосрезерва, Минэкономразвития России и Минфина России, которыйпредставляет заключение по данным предложениям руководителюРосрезерва. При подготовке данных предложений учитываются основныефакторы, влияющие на размер платы за заимствование материальныхценностей из государственного материального резерва и установленныепунктом 3 Методики.

НОВОСТИ О ЗАКОНОПРОЕКТАХ

В Государственной Думе рассматриваются новые законопроекты

Законопроектом"О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитныхисториях" уточняется порядок формирования кредитных историй;

Предусматривается установление льготы по налогу на имуществоорганизаций в отношении территориальных автомобильных дорогобщего пользования и муниципальных автомобильных дорог, а такжесооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанныхобъектов в законопроекте "О внесении изменения в главу30 "Налог на имущество организаций" части второй Налоговогокодекса Российской Федерации;

Внесен законопроект, направленныйна упрощение процедуры легализации прав на земельные участки,образованные до введения в действиеЗемельного кодекса Российской Федерации и используемые дляиндивидуального жилищного, гаражного строительства, веденияличного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводстваи огородничества.

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона N 943-1 (в действующей редакции) налоговые органы вправе предъявлять в арбитражном суде иски о признании недействительными сделок и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам

Впостановлении от 8 июля 2005 года по делу N А42-9397/04-13Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отменилсостоявшиеся судебные акты, а дело по заявлению ИФНС о признаниинедействительной сделки, заключенной между ответчиками, направилна новое рассмотрение, указав на ошибочность вывода судов оботсутствии у налоговых органов права на предъявление в суд исково признании сделок недействительными, поскольку в соответствииспунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"(в действующей редакции) налоговые органы вправе предъявлятьв арбитражном суде иски о признании недействительными сделоки взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам,поскольку данныйЗакон не признан утратившим силу в связи с вступлением вдействиеНалогового кодекса РФ и является действующим.

Отказывая в иске, суд обоснованно установил неправомерность привлечения предпринимателя к налоговой ответственности, указав, что налоговая санкция не содержит минимального размера штрафа, а в налоговой декларации отсутствуют суммы налога

Федеральныйарбитражный суд Западно-Сибирского округа впостановлении от 4 мая 2005 года по делу N Ф04-2581/2005(10782-А46-23)указал, что решением суда первой инстанции, оставленнымбез изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворениитребований инспекции отказано правомерно.

Исследовав материалыдела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что основаниемдля привлечения предпринимателя к налоговой ответственностиявляются нарушенияп.6 ст.80,п.1 ст.229 НК РФ, выразившиеся в несвоевременном представленииналоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

При этом суд указал, что доводы налогового органа о тесной взаимосвязипунктов 1 и2 ст.119 НК РФ, нарушения принципа справедливости не принимаютсясудом кассационной инстанции. Налоговая норма подлежит буквальномутолкованию, и вп.2 ст.119 НК РФ нет ссылки на взаимосвязь с другой нормой.

Суд отказал в удовлетворении заявления налоговой инспекции о взыскании налоговых санкций по ст.118 НК РФ, указав, что уведомление об открытии текущего валютного счета одновременно свидетельствует и об открытии транзитного валютного счета

Впостановлении от 7 апреля 2005 года по делу N А55-14552/04-41Федеральный арбитражный суд Поволжского округа указал, чтотранзитный валютный счет открывается параллельно текущему валютномусчету независимо от волеизъявления организации. Уведомлениеналогоплательщиком налогового органа об открытии текущего валютногосчета одновременно свидетельствует и об открытии транзитноговалютного счета.

Таким образом, привлечение налогоплательщикак ответственности пост.118 НК РФ за нарушение срока представления в налоговыйорган информации об открытии транзитного валютного счета приотсутствии претензий к направлению налогоплательщиком сообщенияоб открытии текущего счета является неправомерным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что требование истца об обязании ответчика предоставить еще один земельный участок в качестве компенсации изъятого земельного участка является неправомерным

Федеральныйарбитражный суд Центрального округа впостановлении от 15 марта 2005 года по делу N А48-2617/04-5указал, что оснований для отмены судебных актов не имеется,поскольку имеющим существенное значение для разрешения спораобстоятельствам, а также доводам, изложенным в кассационнойжалобе, дано надлежащее правовое обоснование.

При этомсуд указал, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований,суд обоснованно руководствовалсяч.1 ст.55 Земельного кодекса РСФСР, а доводы заявителя жалобыо необходимости предоставления земельного участка взамен изъятогопо решению суда были известны суду, обсуждались, оценивалисьс правовой точки зрения и обоснованно отклонены по мотивам,изложенным в судебных актах; соответствующую компенсацию, предусмотреннуюзаконодательством, истец уже получил.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" участник общества вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества

Впостановлении от 18 июля 2005 года по делу N А82-2800/2004-1Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа указал, чтов соответствии состатьей 26 Федерального закона "Об обществах с ограниченнойответственностью" участник общества вправе в любоевремя выйти из общества независимо от согласия других его участниковили общества.

В случае выхода участника общества из обществаего доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходеиз общества. При этом общество обязано выплатить участнику общества,подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимостьего доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетностиобщества за год, в течение которого было подано заявление овыходе из общества, либо с согласия участника общества выдатьему в натуре имущество такой же стоимости, а в случае неполнойоплаты его вклада в уставный капитал общества действительнуюстоимость части его доли, пропорциональной оплаченной частивклада.

Впункте 16 постановления Пленумов Верховного Суда РоссийскойФедерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от9 декабря 1999 года N 90/14 "О некоторых вопросах примененияФедерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"разъяснено, что общество обязано выплатить участнику, подавшемузаявление о выходе из общества, действительную стоимость егодоли, размер которой определяется на основании данных бухгалтерскойотчетности общества за год, в течение которого подано указанноезаявление. Исходя изпункта 2 статьи 14 Закона действительная стоимость долиучастника должна соответствовать части стоимости чистых активовобщества, пропорциональной размеру его доли.


Право применения налоговой ставки 0% и возмещения НДС по операциям транспортировки экспортированных товаров, которые на момент перевозки не были помещены под таможенный режим экспорта, не связано с фактом помещения товаров под таможенный режим экспорта

Впостановлении от 13 июля 2005 года по делу N А05-26579/04-11Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа частичноотменил состоявшиеся судебные акты и признал недействительнымрешение налоговой инспекции об отказе обществу в возмещенииналога на добавленную стоимость по операциям, связанным с работамипо перевалке и экспедированию нефтепродуктов, предназначенныхдля реализации на экспорт. Суд указал на ошибочность позицииналоговой инспекции, которая считает, что операции по транспортировкеэкспортированных товаров облагаются налогом на добавленную стоимостьпо ставке 0 процентов только в том случае, если на момент осуществленияперевозки товары уже помещены под таможенный режим экспорта.Поскольку в данном случае перевозимые нефтепродукты помещеныпод таможенный режим экспорта после их транспортировки, инспекциясчитает, что общество необоснованно применило налоговую ставку0 процентов при налогообложении выполненных им работ.

Такойвывод налогового органа является ошибочным и противоречит буквальномусмыслу положенийподпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, поскольку действиеданной нормы распространяется на операции, связанные с производствоми реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта,в том числе на операции по транспортировке, погрузке и перегрузкеэкспортируемых товаров. То есть право на применение данной статьисвязано с фактом вывоза товаров в таможенном режиме экспорта,а не с фактом помещения их под таможенный режим экспорта. Приэтом факт экспорта товаров и обоснованность применения налоговойставки 0 процентов подтверждаются представлением налоговомуоргану наряду с иными документами таможенной декларации с отметкамиоб экспорте товаров.

КОММЕНТАРИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ

Отнесение задолженности к безнадежным долгам в целях налогообложения прибыли

Можетли банк классифицировать ссудную задолженность (по выданнымпотребительским кредитам) как безнадежную в целях налогообложенияприбыли, если по экономическому заключению сотрудников банкарасходы на ее взыскание значительно выше, чем просроченная ссуднаязадолженность?

Экономическое заключение о задолженности,подготовленное сотрудниками банка, не может служить основаниемдля отнесения задолженности к безнадежным долгам в целях налогообложенияприбыли.

Более подробные разъясненияпо этому (см.консультацию от 31 августа 2005 года N МВ3400) и другимвопросам вы можете найти в разделе "Законодательствов вопросах и ответах" информационной системы "Кодекс" (www.kodeks.ru).

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

Подведены итоги конкурса по благоустройству города "Московский дворик" 2005 года

Постановлением Правительства Москвы от 23 августа 2005 годаN 640-ПП утверждены итоги конкурса "Московский дворик"в 2005 году.

Конкурс "Московский дворик" положилначало другим конкурсам по благоустройству городских территорий.В ходе конкурсов по содержанию зеленых насаждений проведеныозеленительные работы на площади более 6 тыс.га, высажено более200 тыс. деревьев, создано 800 тыс.кв.м цветников. В рамкахконкурса на лучшее содержание строительных площадок приведенов порядок 4,6 тыс. строительных объектов.

ПравительствоМосквы постановило:

- наградить по итогам конкурса "Московский дворик" в 2005 году Почетными грамотами победителейконкурса, занявших первые места в номинациях: "Лучший двор,благоустроенный с активным участием жителей" и "Самая благоустроенная территория учреждений культуры".

- выделить победителям конкурса в номинациях: "Самый благоустроенныйрайон столицы" по 750 тыс.руб., "Самый благоустроенныймикрорайон столицы" по 266660 руб., "Лучший московскийдворик" по 350 тыс.руб., "Лучший двор, благоустроенныйс активным участием жителей" по 200 тыс.руб. на производстворабот по благоустройству.

На рассмотрение Московской городской Думой поступили новые законопроекты

Проект закона "О продлении срока действия Закона городаМосквы от 17 октября 2001 года N 49 "О потребительскойкорзине в городе Москве". Законопроект предусматриваетпродлить срок действияуказанного Закона до 31 декабря 2005 года включительно.Продление срока действия московской потребительской корзиныпозволит продолжить предоставление государственных социальныхвыплат, установленных федеральным законодательством, а такжесвоевременно разработать новый состав московской потребительскойкорзины для основных социально-демографических групп населениягорода Москвы в соответствии с федеральными методическими рекомендациямии подготовить проект соответствующего закона города Москвы.

Проект закона "О внесении изменений в Закон города Москвыот 20 декабря 1995 года N 26 "Об административной ответственностиза нарушение нормативов Москвы по эксплуатации жилищного фонда", в целях исключения возникающих противоречий в определениисостава административного правонарушения, предусматривает исключениестатьи 5 из указанного Закона. Одновременно законопроектомпредусматривается внесение изменений встатью 6 названного Закона в части увеличения размера административногоштрафа за совершение нарушений нормативов Москвы по эксплуатациижилых домов или помещений в них, инженерных сетей, систем иоборудования, объектов внешнего благоустройства.

Проект закона "О внесении изменений в Закон города Москвыот 5 ноября 1997 года N 46 "О защите населения и территорийгорода от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Законопроект приводит указанный Закон в соответствие сфедеральным законодательством, а также уточняет и дополняетего отдельные положения, требовавшие доработки с принятием нормативныхправовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций.

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Внесены изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга "О предельной численности работников исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга"

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 августа2005 года N 1262 "О внесении изменений в постановлениеПравительства Санкт-Петербурга от 18 ноября 2003 года N 42"внесены изменения впредельную численность государственных служащих Санкт-Петербургав исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербургаи работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельностиисполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Численность работников Комитета по управлению городскимимуществом до 31 декабря 2005 года будет составлять 519 человек,из них государственных служащих Санкт-Петербурга - 470 человек,работников, осуществляющих техническое обеспечение, - 49.

Численность работников Комитета по управлению городским имуществомс 1 января 2006 года будет составлять 481 человек, из них государственныхслужащих Санкт-Петербурга - 470 человек, работников, осуществляющихтехническое обеспечение, - 11.

Обзор Российского законодательства за 20.9.2005  »
Юридические статьи »
Читайте также