Ответ из Комздрава

"Выражаем свою признательность за поднятые на страницах вашего издания проблемы, связанные с прохождением профосмотров.

Мы полностью согласны с постановкой вопросов в статьях М. Бойцовой "Справок не даем. Бесплатно..." и "Хочешь заработать? Спроси у чиновников как!"

Действительно, прохождение профосмотров вызывает у населения много вопросов. В данном письме мы бы хотели ответить на вопросы, поднятые в первой статье, а по второй - ответим в ближайшие дни.

Нужно отдать должное автору статьи. Она сама ответила практически на все поднятые ею вопросы. Тем не менее, дадим свои пояснения.

1. Да, профосмотры являются платными. И не только в Санкт-Петербурге, но и по всей стране. Они не входят в Программу государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, утвержденную постановлением правительства РФ от 11 сентября 1998 г. И автор совершенно справедливо отмечает это в своей статье.

2. Обязанность по обеспечению финансирования профосмотров при устройстве на работу в соответствии с действующим законодательством возлагается на работодателя. Пункт 2 статьи 12 ФЗ "Об основах охраны труда в РФ" гласит: "Работодатель обязан обеспечить: проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров". Автор совершенно справедливо сетует на то, что это требование выполняют далеко не все предприятия.

3. Да, различия в стоимости профосмотров в различных учреждениях существуют. И главную причину назвала сама автор статьи: в тех случаях, когда профосмотр стоит 220-230 рублей, в профосмотр включена стоимость энцефалограммы. Кроме того, стоимость осмотра различается в зависимости от целей его проведения. Поэтому сравнивать необходимо не минимальные цены с максимальными, а сопоставимые по объемам услуг, входящим в цену, и по назначению профосмотров. Наконец, цена зависит от величины объективных затрат учреждения, которые сильно различаются из-за различий в размерах зданий, системы отопления, кадрового состава и т. д., на что справедливо указал автор статьи. Проведенный Комитетом по здравоохранению анализ показывает, что различия в ценах, обусловленные этой причиной, объективны и не столь велики.

4. Необходимы ли при получении справки для вождения личного автотранспорта осмотр гинеколога, исследования на резус-фактор, ЭКГ и т. д.? Да, все это действительно предусмотрено приказом N 555, как это справедливо отмечено в статье. Добавим лишь, что это приказ не Комитета по здравоохранению (в статье не указан орган, издавший приказ, и у читателей могло сложиться превратное мнение по этому поводу), а Министерства здравоохранения СССР. Редакция газеты вправе давать любую оценку логичности содержания этого документа, Комитет же по здравоохранению обязан выполнять положения этого приказа, поскольку он является действующим до сих пор. Поэтому ответ на вопрос автора статьи: "Зачем нужны все эти сомнительные, маловразумительные и большей частью совершенно формальные визиты в диспансеры?" относится к компетенции правопреемника Министерства здравоохранения, издавшего этот приказ.

5. Нарушает ли требование осмотра у психиатра или нарколога при прохождении профосмотра для получения водительских прав (вытекающее из приказа 555) принцип добровольности психиатрического и наркологического освидетельствования? Этот вопрос также должен быть адресован правопреемнику органа, издавшего указанный приказ.

6. Обязателен ли осмотр нарколога при прохождении водительской комиссии? Автор статьи считает, что нет. Между тем в приложении 1 к приказу 555 есть не только графа 5 (Участие врачей-специалистов), в котором приведен перечень участвующих специалистов, но и графа 7 (Медицинские противопоказания...). И в этой графе указаны противопоказания, связанные с алкоголизмом. Оценить наличие и состояние болезни может только профессиональный врач-нарколог. Кроме того, медицинские противопоказания, требующие осмотра врача-нарколога, утверждены постановлением Совета Министров - правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377.

В заключение хотелось бы отметить, что поднятые в статье проблемы действительно непростые. И раз уж у корреспондента газеты, специально занимавшейся этой проблемой, остались некоторые неясности, то, очевидно, еще больше вопросов и недопонимания возникает у населения. Поэтому Комитет по здравоохранению направил в психоневрологические диспансеры письма о необходимости предоставления населению более полной информации о порядке проведения профилактических осмотров, перечне нормативных актов, регламентирующих порядок их проведения, о стоимости и видах платных услуг, выполнение которых необходимо для выдачи заключения по результатам профосмотра.

В свою очередь, в целях более полного информирования населения по указанной проблеме просим опубликовать данное письмо на страницах вашего издания.

Если вы остались не полностью удовлетворены нашим ответом, мы готовы ответить на дополнительные вопросы.

Надеемся, что ваши дальнейшие материалы, посвященные проблемам здравоохранения, как и в данном случае, будут корректными в содержательном плане и по стилю, преследуя цель защиты интересов жителей нашего города и улучшения работы Комитета по здравоохранению, в чем мы все заинтересованы.

Разрешите еще раз выразить благодарность за ваши публикации.

С уважением Председатель Комитета по здравоохранению Ю. А. Щербук"

От редакции

Мы благодарны председателю Комитета по здравоохранению Ю. Щербуку за внимание к нашей газете и ответ на наши публикации. Однако считаем, что ряд положений, изложенных в письме, требует уточнения и даже опровержения.

1. Различия в стоимости медосмотров в письме объясняются "объективными причинами", под которыми понимаются различия в размерах зданий, систем отопления и кадрового состава. При этом Комитет по здравоохранению упустил из виду временную Инструкцию по расчету стоимости медицинских услуг, утвержденную Минздравом РФ и Российской академией медицинских наук 10 ноября 1999 г. N 01-23/4-10, 01-02/41, которой определяется единый методический подход к расчету стоимости медицинских услуг. Стоимость медицинского осмотра при этом можно представить в виде суммы "простых медицинских услуг" - осмотров отдельными врачами-специалистами.

Инструкция определяет и все составляющие стоимости такой "простой медицинской услуги". Действительно, такими составляющими являются зарплата персонала, расходы на медикаменты, перевязочные средства и т.п., износ инвентаря и оборудования и прочие расходы. Но стоимость услуги рассчитывается исходя из расходов на оказание этой конкретной услуги, а не из расходов всей медицинской организации в целом. Поэтому, учитывая то, что врачи в государственных учреждениях здравоохранения получают одинаковую зарплату и пользуются при осмотрах практически одними и теми же средствами, а учреждения здравоохранения получают государственное финансирование (например, раздел 1701 функциональной структуры расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2004 год), можно ожидать, что и стоимость осмотров "по объективным причинам" окажется примерно одинаковой. В своем письме председатель Комитета по здравоохранению убедительно обосновывает разницу в стоимости разных видов осмотров, но с этим никто и не спорит. Убедительного ответа на вопрос, почему стоимость одних и тех же осмотров в подчиненных Комитету по здравоохранению учреждениях различается в несколько раз, в письме нет.

2. В том, что касается осмотров водителей врачом-наркологом, ответы председателя Комитета по здравоохранению вступают в противоречие с законодательством, причем именно с теми нормативными актами, которыми обосновывается позиция г-на Щербука.

Вначале приводится довод о том, что в приказе Минздрава РФ от 29.09.89 N 555 есть графа 7, где указаны медицинские противопоказания для водителей, в том числе и такие, как хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания (пп. 29 б) пункта 12.1. приложения N 2. На основании этого и делается вывод о необходимости привлечения врача-нарколога. При этом игнорируется графа 5 этого же приложения, которая как раз и регламентирует, какие именно врачи определяют отсутствие противопоказаний из графы 5 и где указан только врач-психиатр.

Радует то, что председатель Комитета по здравоохранению не забыл о существовании постановления Совета министров - правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Приведем текст этого постановления:

Во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 2 июля 1992 г. "О порядке введения в действие закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" Совет министров - правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, и Положение о порядке выдачи лицензий на деятельность по оказанию психиатрической помощи для государственных, негосударственных психиатрических, психоневрологических учреждений, частнопрактикующих врачей-психиатров.

2. Установить, что к участию в оказании психиатрической помощи допускаются врачи-психиатры, иные специалисты и медицинские работники, имеющие специальную подготовку и необходимую квалификацию. Подтверждение квалификации, а также ее повышение проводятся в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Вопрос о допуске медицинских работников к участию в оказании психиатрической помощи решается руководителем психиатрического и психоневрологического учреждения или частнопрактикующим врачом-психиатром в соответствии с действующим законодательством.

3. Министерству труда Российской Федерации в установленном порядке рассмотреть вопрос об увеличении общей продолжительности ежегодного отпуска медицинскому и другому персоналу, участвующему в оказании психиатрической помощи.

4. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами Российской Федерации до 15 сентября 1993 г.:

подготовить проекты законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" для последующего внесения в Верховный Совет Российской Федерации; разработать и внести на утверждение в Совет министров - правительство Российской Федерации проекты положений: об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь; о лечебно-производственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов; об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи.

Председатель Совета министров - правительства Российской Федерации В. Черномырдин Где здесь говорится о необходимости осмотра водителей наркологом, знают только в Комитете по здравоохранению. В приложении к этому постановлению действительно значатся "водители авто-, мототранспортных средств и городского электротранспорта", а в противопоказаниях имеются и алкоголизм, и наркомания, и токсикомания... Вот только раздел, где все это находится, называется "Медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности". Истина в том, что требование осмотра врачом-наркологом - инициатива самого Комитета по здравоохранению, не подкрепленная федеральным законодательством. И, наконец, последнее замечание: не существует такой врачебной должности, как врач-нарколог. Среди перечня 88 врачебных должностей, утвержденных приказом Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579, можно обнаружить наиболее близкого к этому понятию врача психиатра-нарколога.

Более того, знания и умения в области наркологии требуются в рамках медицинской специальности "Лечебное дело", приобретение которой требуется для каждого фельдшера (см. приказ Минздрава РФ от 19 августа 1997 г. N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала").

Юридические статьи »
Читайте также