Так и живем - партий нет, самоуправления нет

В Законодательном собрании Петербурга началась очередная сессия. Ни о каких сенсационных законопроектах пока не слышно, все идет по заранее сверстанному плану. Одной из наиболее сложных задач, стоящих перед властью города, депутат Владимир Гольман считает развитие местного самоуправления:

- Все дело в том, что местное самоуправление в Москве и Петербурге выстроено не очень правильно. Произошло дробление этой власти. Если в Ленинградской области муниципалитетом являются такие города, как Тихвин, Тосно, то у нас в одном районе имеется до 6 органов местного самоуправления. Это, на мой взгляд, очень накладно. Было бы правильно, если бы район имел один местный уровень власти. В Петербурге местное самоуправление надо укрупнять, и тогда главу администрации можно будет назначать или избирать из числа депутатов муниципалитета. Это дешевле и более соответствует той системе управления, которая годами складывалась в Петербурге. Собственно, именно она реально и действует, ведь глава администрации района, по сути, выполняет все эти функции. Наиболее оптимальная форма управления - это 6-7 подразделений.

Еще одна беда - никто не хочет выпускать власть из своих рук, даже декоративную. Местное самоуправление - это и вопрос собственности, в том числе земельных ресурсов; кто же захочет добровольно это отдавать?

Пока система МСУ, на мой взгляд, действует очень плохо. У нее нет условий для работы. Что-то получается, только если муниципалы работают в сотрудничестве с депутатским корпусом Законодательного собрания. Но все, как говорится, люди, у всех характеры, и в итоге не всегда ситуация складывается в пользу жителей муниципального округа. Например, у меня с одними муниципальными образованиями сложились отношения, с другими работать сложно.

Многие не хотят заниматься назревшими проблемами на территории, тем, что давно пора решить. Бывает, что дело доходит до проверок бюджетных органов, Счетной палаты - муниципалитеты не всегда эффективно, в интересах всех жителей округа используют финансовые вливания. Федеральные законы на эту тему и те, которые мы сегодня пытаемся выработать, все еще несовершенны, так что это еще задача для депутатов всех уровней.

- Претерпит ли изменения закон о выборах в Законодательное собрание , разрешивший только одну схему выборов - по партийным спискам?

- Выборы по партийным спискам - это мы спешим. Первый парламент во Флоренции появился в XIII веке. Хартия вольности в Англии принята тоже в этот же период, по сей день не меняется и считается Конституцией страны. Мы пытаемся 15 лет вместить 750 лет европейского парламентаризма.

Наш выборный закон сделан неправильно, потому что как не было в стране никаких партий, так их и нет, кроме КПРФ. Сегодня это большая проблема - партийное строительство. Установленный 7-процентный рубеж - это непреодолимо для мелких партий. Нам нужно применять смешанную систему: 50% мест по партийным спискам, а 50% - по мажоритарным округам, чтобы дать возможность развитию партийного строительства.

Тот закон о выборах, который был принят ЗакСом в прошлом году и получил ряд критических замечаний от председателя ЦИКа Александра Вешнякова, губернатор Валентина Матвиенко вернула депутатам на доработку. "Партия жизни" будет ставить вопрос о том, чтобы все-таки часть округов - 25 или 50% - пошли по мажоритарной системе.

Людмила Тимофеева

Юридические статьи »
Читайте также