Русский столбняк

Экспансия автоматов-"столбиков", стремительно наводнивших Петербург, достигла пика и, похоже, пойдет на спад

Еще недавно представители российского игорного бизнеса гордились тем, что миновали стадию "дикости", пережитую американскими и европейскими коллегами в 1930-х - 1940-х годах. Большинство отечественных игорных залов и казино предпочли вести легальную деятельность, нарушая закон "по мелочи" (к примеру, оттягивали, насколько возможно, регистрацию новых автоматов или, находя лазейки в законодательстве, уменьшали налогооблагаемую базу). Наметившаяся в 2000 году тенденция к вытеснению операторов-одиночек крупными сетевыми компаниями, казалось бы, закрепила движение индустрии азартных развлечений в сторону большей цивилизованности.

Однако два года назад это движение было прервано совершенно новым явлением - экспансией автоматов-"столбиков", которые значительно расширили теневой сегмент игорного рынка. Масштабы распространения подпольных аппаратов обеспокоили налоговые органы и правительство Петербурга. Их усилия могут привести к сужению этой необычной ниши.

Мы впереди планеты всей

Профессиональный изобретатель - собеседник корреспондента "Эксперта С-З" как-то заметил: "Судя по мерзостности замысла, "столбики" придумали русские". И оказался прав.

Игровой автомат типа "столбик" был придуман и впервые произведен в 2001 году московской компанией KSI Corporation, специализирующейся на выпуске оборудования для игорного бизнеса. Изобретателями двигала простая и очень перспективная маркетинговая идея - создать аппарат, который бы позволил вовлечь в азартные игры до сих пор не охваченную ими аудиторию. Первые, собранные на основе плат PC, "столбики", как и все последующие модификации, идеально отвечали поставленной задаче: они оказались сравнительно просты и недороги в производстве и эксплуатации, легко размещались в любом торговом заведении или общественном месте (занимая всего один квадратный метр площади), а летом - даже под открытым небом.

Принцип игры на новом российском аппарате также полностью отвечал замыслу, поскольку был примитивным. В отличие от классических автоматов, "столбик" не требует от "клиента" даже освоения игровой панели - достаточно бросить в прорезь пятирублевую монету (или несколько монет) и ждать, когда выпадет счастливая комбинация цифр. Такое развлечение доступно малолетнему ребенку - и, кстати, на детей, во многом, рассчитано.

Два года рынок привыкал к новинке - первый производитель "столбов" в этот период оставался единственным. После того, как стало очевидно, что отечественное know-how приобретает все большую популярность, спрос на новые аппараты со стороны операторов многократно возрос. Предложение среагировало адекватно: выпуск "столбиков" быстро освоили компании, ранее занимавшиеся сборкой кран-машин (игровых автоматов с призовым выигрышем) или более сложного оборудования для залов и казино. Несколько фирм были созданы специально для выпуска "столбов".

"Одни компании шли по тому же пути, что и наша, то есть все - плату, корпус, табло отображения, монетоприемник - производили самостоятельно, и сами же писали необходимые для работы "столбика" программы, - рассказывает управляющий бизнесом производства игрового оборудования компании "Стэк" Андрей Бажанов. - Другие собирали эти автоматы из готовых комплектующих. Некоторые фирмы осуществляли сборку, что называется "в гараже на коленке", экономя на оформлении лицензии, тестировании и сертификации готового оборудования".

Автоматы нового типа производились официально и подпольно в Москве, Казани, Туле, Перми, Петербурге. В 2003 году на рынке появилась аналогичная продукция из Тайваня, который оперативно отозвался на тенденции российского рынка. В результате перепроизводства и формирования вторичного рынка, цена игрового автомата-"столбика" снизилась за последние полтора года с 3-5 тыс. долларов до 1,5-2,5 тыс. Одновременно покупательский спрос, преодолев точку максимума, начал снижаться.

Некоторые производители, подобно петербургскому "Стэку", практически потеряли интерес к продукции, не способной обеспечить прежний уровень рентабельности. Другие - московский "Мега-Вист", казанский "Игровой мир", пермская "Галактика" - решили побороться за рынок, модернизируя продукт. Они стали выпускать "столбики" усложненной модификации: работающие по принципу рулетки или похожие на автоматы в казино (иными словами, в "столбик" вместо простой игровой платы монтируется сложный видеослот).

Прогресс не остановишь, и в конце прошлого года был разработан специальный уличный вариант "столбика", так называемая "Ромашка" - хорошо защищенный от вандализма павильон, рассчитанный на пятерых игроков. Конструктивные нововведения позволили повысить цены на автоматы: столбики с видеоиграми стоят около 3 тыс. долларов, "Ромашка" - в среднем, 10 тыс. долларов.

"Новые разработки пока пользуются спросом - в основном, потому, что некоторые операторы хотят обновить и разнообразить парк своих автоматов, - отмечает заместитель директора компании "Приз-Пари" (дилер производителя "Игровой мир") Дмитрий Богатырев. - Однако они не могут вызвать рост абсолютного числа автоматов, находящихся в эксплуатации. Дело в том, что удачные места для установки "столбиков" как в Петербурге, так и во всем Северо-Западном регионе практически разобраны". Таким образом, экспансия новых игровых машин близка к завершению.

Экспансия задешево

Эта экспансия была в полном смысле стремительной: первые "столбики" появились в Петербурге в 2002 году, и за один год их число возросло до 1000, продолжая неуклонно увеличиваться. Одновременно простые автоматы стали появляться и в других городах и поселках Северо-Западного региона.

Распространению "столбиков" способствовала низкая цена входа на рынок, простота обслуживания и высокая рентабельность бизнеса. Для его организации достаточно приобрести в Федеральном агентстве по физической культуре и спорту лицензию стоимостью 1300 рублей, купить автомат, недорого арендовать "угол" в торговом зале - по приблизительным оценкам, аренда обходится, в среднем, в 100 долларов ежемесячно. Еще необходимо найти человека, который за незначительное вознаграждение будет присматривать за аппаратом и разменивать деньги игрокам. Наконец, последний "аккорд" - уплата налогов, ставки которых оказались в Петербурге совсем не разорительными - на уровне 4500 рублей в месяц за один "столбик".

Нелегальный путь ведения бизнеса существенно сокращал расходы - за счет экономии на налогах, лицензии и покупки аппаратов "серой" сборки. По неофициальным данным, в 2002 году доход от удачно расположенных нелегальных "столбиков" составлял порядка 500 долларов в день. С ростом конкуренции прибыльность бизнеса упала: сегодня один аппарат приносит ежедневно от 500 до 3 тыс. рублей в зависимости от места дислокации.

Тихие люди

Крупные и достаточно известные игорные компании остались равнодушными к "народному автомату". "Размещение автоматов в каждом продуктовом магазине противоречит базовой концепции нашего бизнеса - создание специализированных мест для комфортного отдыха успешных, социально зрелых людей, - рассказывает генеральный директор петербургской компании "Вулкан" Виктор Амиров, - а "столбики" доступны буквально всем, на них играют даже дошкольники, что противоречит закону об игорном бизнесе. Поэтому года полтора назад мы решительно отказались от предложения заняться этим видом деятельности".

Исключение составляет сеть игорных залов "СЭТ", добавившая новое направление к своему основному бизнесу. "Мы занялись размещением "столбиков" в январе 2004 года в порядке эксперимента, поставив задачу менеджеру проекта выйти за год на заданный уровень рентабельности, - сказал генеральный директор ЗАО "СЭТ " Максим Макшанов. - Пока нас удовлетворяют экономические показатели нового направления, однако, в случае изменения ситуации на рынке, мы легко откажемся от этой деятельности".

В основном "столбики" покупали и брали в аренду мало известные предприниматели - из тех, кто не любит "светиться". Их можно разбить на три категории: операторы, ранее занимавшиеся размещением в городе кран-машин; хозяева и арендаторы многочисленных торговых павильонов и ларьков, стремящиеся извлечь из квадратного метра площади максимум прибыли, а также "случайные люди" - владельцы 1-3 аппаратов.

Определить точное количество игровых автоматов такого типа весьма трудно. "В отличие от игорных залов, где аппараты "привязаны" к помещениям, "столбики" мобильны, их можно легко перемещать с места на место, "уводя" от налогового учета, - говорит начальник управления бытового обслуживания и развлекательного бизнеса петербургского Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Сергей Загреба. - Кроме того, новая редакция Налогового кодекса позволяет уплачивать налог на игорный бизнес не там, где он ведется, а по месту регистрации юридического лица. С 1 января 2005 года эта "брешь" в Налоговом кодексе будет закрыта, однако в Петербурге успели появиться автоматы, которые зарегистрированы в других регионах, где ставки налогов ниже".

По названным выше причинам, общее число "столбов" в городе оценивается по-разному: от 1,5-2 тыс. (так считают специалисты городского правительства) до 5-7 тыс. (мнение производителей и дилеров).

Круг сужается

"Рынок "столбиков" достиг предельного объема в мае-июне 2004 года, а затем перешел на стадию стагнации и постепенного сокращения", - уверен Максим Макшанов. Причин тому две. Первая - экономическая: как уже упоминалось, из-за чрезмерной тесноты в данной нише прибыльность бизнеса заметно снизилась. Операторы автоматов утверждают, что еще в начале 2003 года первоначальные вложения можно было окупить за 2-3 недели. С весны 2004 года, несмотря на существенное падение цены оборудования, требуется минимум два месяца, чтобы вернуть инвестиции. Конечно, срок окупаемости остается мизерным, но в полку желающих заняться этим видом заработка, пожалуй, самым легким из возможных, тем не менее, убыло.

"Начинать этот бизнес с нуля сегодня уже не выгодно. "Столбик" экономически интересен в том случае, если он размещен на твоей площади в качестве дополнительного источника дохода либо в ситуации, когда ты контролируешь более 10 аппаратов", - поясняет Евгений, в недавнем прошлом - владелец двух "столбов".

Впрочем, гораздо большее влияние на судьбу "столбиков" могут оказать неэкономические факторы, а именно - озвученное недавно городским правительством намерение заставить нелегальный игорный бизнес выйти из "тени", соблюдать законы и правила. КЭРППиТ обратил внимание на существенное расхождение между количеством игровых автоматов, действующих на территории города по информации районных администраций (около 18 тыс. единиц), и числом автоматов, зарегистрированных в налоговых органах (менее 15 тыс.). В результате региональный бюджет ежеквартально недополучает, по приблизительным оценкам, порядка 100 млн. рублей, и в ближайшее время будет проведена "инвентаризация" всех игорных заведений. Правда, как справедливо полагают специалисты КЭРППиТ, наиболее сложно взять под контроль именно сегмент "столбиков".

"Мы пытались подготовить постановление, разрешающее размещение объектов игорного бизнеса в Санкт-Петербурге только в специально отведенных местах. Но проблема в том, что прямого механизма воздействия на операторов автоматов-"столбов" не существует. Мы не имеем права вторгаться в область регулирования экономической деятельности, лицензируемой на федеральном уровне. Многие субъекты федерации, установившие прямые запреты на установку "столбиков", затем проиграли в судах", - рассказывает Сергей Загреба.

В конце концов, власть, очевидно, найдет способ "дотянуться" до "столбиков", но неясно, когда это произойдет. Как определил президент группы компаний "Уникум", член совета РАРИБ (Российская ассоциация развития игорного бизнеса) Борис Белоцерковский, "будущее этого сегмента игорного рынка - исключительно в руках законодательной и исполнительной власти. Только от их позиции зависит существование и дальнейшее развитие бизнеса "столбиков"".

Елена Денисенко, Санкт-Петербург

Контракт  »
Юридические статьи »
Читайте также