Сами вы не местные

Муниципалы в очередной раз остались недовольны законодательными инициативами Смольного

В Петербурге, как и во многих регионах России, продолжается реформа местного самоуправления. Власти города выпускают постановления и законопроекты, которые уже на ранней стадии встречают недовольство тех, чьи права, обязанности и полномочия в них отражены.

"Муниципалы могут, но верхи не хотят" - примерно так можно охарактеризовать сегодняшнее положение дел во взаимоотношениях городских властей и органов местного самоуправления Петербурга. Фактически правительство дает им все, кроме самого необходимого, а именно дополнительных полномочий. Недавно городская администрация приняла проект закона "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге". Этот документ определяет полномочия муниципальных органов и их ответственность, порядок финансирования, состав имущества, а также другие важные вопросы их деятельности. Однако фактически передача каких-либо значимых функций и полномочий в проекте не предполагается. То есть все, что "было" у местных властей, у них и останется, а вот, например, отвечать за работу по благоустройству дворов, ремонту подъездов и прочее им пока не грозит. Эти функции будут передаваться муниципалам, как "отдельные полномочия", которые планируется в будущем закреплять дополнительными документами. Кроме того, органам местного самоуправления так и не удалось убедить Смольный в необходимости и целесообразности самостоятельного формирования местных бюджетов. Деньги муниципалам будут выделять из специального фонда, в зависимости от выполняемых полномочий. Таким образом, очевидно, что правительство Петербурга руководствуется принципом организации МСУ "сверху вниз". Естественно, по мнению муниципалов, лучше было бы наоборот. Но, судя по всему, попытки "децентрализации власти" на уровне одного города в очередной раз не увенчались успехом.

"Муники" (так "ласково" называет органы местного самоуправления председатель комитета по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с ОМСУ Нина Шубина) ждали от властей города полномочий в области благоустройства. Ведь этот вид деятельности - почти единственное их занятие. По словам многих депутатов-муниципалов, они "и рады бы что-то делать, да вот только безвольны и беспомощны". Попытки советов МО расходовать средства местных бюджетов на ремонт подъездов и благоустройство дворов, скверов, детских и спортивных площадок часто влекли за собой претензии со стороны прокуратуры, поскольку данная деятельность фактически считалась незаконной.

И все же муниципалам пока рано расстраиваться. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко пообещала, что "правительство города будет передавать им все больше и больше полномочий". А происходить это будет, по ее словам, "постепенно - по мере накопления опыта и подготовки квалифицированных кадров специалистов муниципального уровня".

Впрочем, борьба муниципалов за дополнительные полномочия, а соответственно и за обязательства перед жителями города, ведется с момента создания первых МСУ в Петербурге в 1997 году. Главными противниками реформ (передачи властных и экономических полномочий) на уровне органов местного самоуправления были администрации районов. Причины противоборства территориальной исполнительной власти с муниципалами лежат на поверхности: чиновники ответственны перед начальством из Смольного, вторым же приходится отвечать перед жителями округа. По сути, ряд последних "провалов" на выборах в муниципалитеты объясняется неверием петербуржцев в наличие реальной власти у избираемых. Получается ситуация, когда простому гражданину не с кого спросить за грязные подъезды, разбитые дороги и прочие беды на местах. Если на городском уровне в противовес исполнительной власти существует законодательный орган, то в отношениях муниципалитетов и территориальных администраций разбираться некому (депутаты-муниципалы не могут повлиять на чиновников).

К тому же полномочия районных властей постоянно "растут".

Например, городское правительство передает администрациям районов сферу управления и распоряжения жилыми помещениями, находящимися в государственной собственности города, вопросы приватизации и деприватизации жилья и земельных участков. Соответствующие изменения внесены в постановление "Об администрациях районов Санкт-Петербурга". Губернатор города Валентина Матвиенко заверила, что расширение полномочий районных администраций одновременно повышает их ответственность в деле реализации реформы ЖКХ.

Тем временем

Отдел Генеральной прокуратуры РФ по СЗФО ведет проверку обстоятельств, происшедших на очередном заседании Муниципального совета N 53. В самый разгар заседания в помещение совета неожиданно ворвались бойцы в камуфляже без отличительных знаков и с автоматами и выгнали всех присутствовавших из зала. Корреспондент "РГ" также стал очевидцем происходящего. Как выяснилось позже, в помещении МС N 53 действовали сотрудники отдела вневедомственной охраны Невского РУВД. Сейчас прокуратура проверяет "народных избранников" на причастность к появлению спецназа на заседании МС. Муниципальный совет N 53 - единственный в городе из более чем ста органов местного самоуправления Петербурга, где до сих пор не принят бюджет на текущий год: несколько депутатов в течение пяти месяцев просто бойкотировали заседания. В этот раз же в зале впервые присутствовали все "народные избранники", а также и представители районной администрации и городского комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления. Врезультате всех событий в федеральный суд района было подано несколько исков от депутатов и председателя совета Дмитрия Павлова, и пока по определению суда в 53-м муниципальном совете сейчас приостановлена любая финансовая деятельность.

Александр Воробьев

Юридические статьи »
Читайте также