Обзор Российского законодательства за 20.7.2005


Внесены изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации

В соответствии сФедеральным законом от 18 июля 2005 года N 90-ФЗ внесеныизменения вФедеральный закон "О валютном регулировании и валютномконтроле", а также в иные законодательные акты РоссийскойФедерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования и контроля.

В частности, дополненперечень разрешенных операций с иностранной валютой междурезидентами следующими операциями:

· операции, связанныес выплатой дохода и (или) погашением внешних ценных бумаг;

· операции, связанные с возмещением расходов физического лицапри направлении его в служебную командировку заграницу;

·операции, предусматривающие расчеты и переводы для осуществлениядеятельности дипломатических, консульских и иных официальныхпредставительств Российской Федерации;

· операции, связанныес исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы;

·операции, связанные с переводами физическими лицами - резидентамина счет физических лиц - резидентов в банках за пределами Россиисумму, не превышающую эквивалента 5000 долларов США.

Согласноизменениям юридические лица - резиденты имеют право осуществлятьнекоторые виды расчетов без использования банковских счетов(например, при оказании физическим лицам - нерезидентам на территорииРоссийской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг,оказываемых населению или при обслуживании воздушных или морскихсудов иностранных государств в портах).

Уточнен переченьслучаев, при которых физические лица - резиденты имеют праворассчитываться наличной иностранной валютой: в магазинах беспошлиннойторговли и при реализации товаров и оказании услуг в пути следованиятранспортных средств при международных перевозках.

Также изменяется порядок ввоза в РоссийскуюФедерацию физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличнойиностранной валюты, валюты Российской Федерации, внешних и внутреннихценных бумаг в документарной форме: до 10000 долларов США -свободно, а сумма, превышающая указанный размер, подлежит декларированию.

Изменен порядок вывоза наличной валюты РоссийскойФедерации, внешних и внутренних ценных бумаг в документарнойформе, который аналогичен ныне действующему порядку вывоза наличнойиностранной валюты. При этом необходимость предварительной регистрациивывоза валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумагв документарной форме, установленной действующим законом, исключается.

Кроме того, с 1 января 2005 годавступает в силуФедеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищногообеспечения военнослужащих", положения которого предусматриваютосуществление валютных операций при управлении средствами накопленийдля жилищного обеспечения военнослужащих. В соответствии с изменениямиразрешается осуществление подобных операций без ограничений.

Налоговые органы наделяются статусом агентоввалютного контроля.

Резиденту предоставляется право, в случае такойнеобходимости, обратиться к органу валютного контроля с просьбойо прекращении действия выданного ему ранее разрешения. Соответственноуполномоченному органу валютного контроля предоставляется правопрекращать выданные ранее Министерством финансов РФ разрешенияна отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров,работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Банковские учреждения наделяются правом отказаться от исполнения договора банковского счета при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету

Федеральный закон от 18 июля 2005 года N 89-ФЗ вносит изменениявстатью 859 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым при отсутствии в течение двух лет денежныхсредств на счете клиента и операций по этому счету банк вправеотказаться от исполнения договора банковского счета, если иноене предусмотрено договором, предупредив в письменной форме обэтом клиента. Договор считается расторгнутым по истечении двухмесяцев со дня направления банком такого предупреждения, еслина счет клиента в течение этого срока не поступили денежныесредства.

Внесены изменения в Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"

Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 88-ФЗ текстФедерального закона "Об особенностях несостоятельности(банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетическогокомплекса" приведен в соответствие сФедеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Внесены изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части, касающейся начального профессионального и среднего профессионального образования

Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 92-ФЗ внесеныизменения вЗакон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", согласно которым расширен переченьобразовательных учреждений, в которых может быть получено начальноепрофессиональное образование (за счет учреждений среднего профессиональногои высшего профессионального образования). Теперьобщеобразовательные программы могут реализовываться в образовательныхучреждениях начального профессионального, среднего профессионального,высшего профессионального образования при наличии соответствующейлицензии, что профессиональная подготовка может быть полученав образовательных учреждениях всех видов.

Внесены изменения в федеральные законы "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и "О землеустройстве"

Федеральный закон от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ вносит изменениявфедеральные законы "Об обороте земель сельскохозяйственногоназначения" и"О землеустройстве", направленные на упрощениепроцедуры распоряжения землями сельхозназначения. Изменениямипредусмотрено следующее:

- преимущественное право на покупкупродаваемой земельной доли предоставляется сельскохозяйственнойорганизации, использующей земельный участок, находящийся в долевойсобственности;

- сельскохозяйственные угодья, находящиесяу сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских)хозяйств на праве постоянного (бессрочного) пользования илина праве пожизненного наследуемого владения, приобретаются имив собственность по цене, установленной законом субъекта РФ вразмере не более 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственныхугодий;

- без выделения земельного участка в счетземельной доли эту земельную долю можно завещать любому лицу,продать участнику долевой собственности, продать, подарить,внести в уставный капитал или доверительное управление сельскохозяйственнойорганизации, использующей земельный участок, находящийся в долевойсобственности.

Законом также уточняются права иностранных граждан, иностранныхюрлиц, лиц без гражданства на земельные участки сельхозназначения.

Утверждено Положение о предоставлении дополнительной (закрытой) части кредитной истории субъекту кредитной истории, в суд (судье) и в органы предварительного следствия

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 года N 435утвержденоПоложение о предоставлении дополнительной (закрытой) части кредитнойистории субъекту кредитной истории, в суд (судье) и в органыпредварительного следствия. В соответствии сПоложением дополнительная (закрытая) часть кредитной историипредоставляется субъекту кредитной истории, суду (судье) и органампредварительного следствия бюро кредитных историй в течение10 дней со дня поступления запроса.Положением определены требования к оформлению запросов субъектамикредитных историй (физическими и юридическими лицами), а такжесудами (судьей) и органами предварительного следствия.

Утвержден порядок ввоза и вывоза лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 года N 438утвержденыПравила, определяющие порядок ввоза (вывоза) на территориюРоссийской Федерации предназначенных для медицинского применениялекарственных средств и фармацевтических субстанций, зарегистрированныхв Российской Федерации.

Запрещается ввоз на территориюРоссийской Федерации лекарственных средств, являющихся подделкамиили незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерациилекарственных средств, а также фальсифицированных лекарственныхсредств.

Постановление вступает в силу через 60 дней после его опубликования.

Утверждены Правила выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 года N 439утвержденыПравила, определяющие порядок назначения и выплаты ежемесячногопособия на период отпуска по уходу за ребенком до достиженияим возраста трех лет в двойном размере гражданам, подвергшимсявоздействию радиации вследствие катастрофы на ЧернобыльскойАЭС.

Пособие назначается и выплачивается гражданам, указаннымвстатье 13 Федерального закона "О государственных пособияхгражданам, имеющим детей":

а) постоянно проживающим (работающим) на территориизоны проживания с правом на отселение;

б) постоянно проживающим (работающим) на территориизоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

в) постоянно проживающим(работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

Выплата пособия осуществляется по месту подачи гражданином заявленияо назначении пособия: в организации по месту работы (службы,учебы) или по месту жительства - в органе в сфере социальнойзащиты населения, уполномоченном органом государственной властисубъекта Российской Федерации в соответствии с законодательствомсубъекта Российской Федерации.

Внесены изменения в решения Правительства РФ по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 года N 437внесены изменения в решения Правительства РФ по вопросам жилищногообеспечения военнослужащих, в соответствии с которыми осуществляетсяобеспечение офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации, прикомандированныхк федеральным органам исполнительной власти, всеми видами положенногоим довольствия за счет средств федеральных органов исполнительнойвласти, к которым они прикомандированы, кроме жилищного обеспечения,осуществляемого в рамках накопительно-ипотечной системы жилищногообеспечения военнослужащих. Порядок выпуска и погашения государственныхжилищных сертификатов как формы бюджетного финансирования расходовна обеспечение жильем военнослужащих не распространяется научастников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечениявоеннослужащих, предусмотренной федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации.

Установлены размеры стипендий для аспирантов и докторантов государственных вузов

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 года N 436с 1 января 2006 года установлены стипендии для аспирантов идокторантов государственных образовательных учреждений высшегопрофессионального образования и научных организаций в размере1500 рублей для аспирантов и 3000 рублей для докторантов.

Минфин РФ разъяснил порядок представления деклараций по налогу на прибыль организаций в связи с принятием Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ

Вписьме от 6 июля 2005 года N 03-03-02/18 Министерство финансовРФ по вопросу представления деклараций по налогу на прибыльорганизаций в связи с принятиемФедерального закона от 6 июня 2005 года N 58-ФЗ разъяснило,что положения указанногоЗакона, распространяемые на правоотношения, возникшие с1 января 2005 года, должны быть учтены при составлении декларацийпо налогу на прибыль организаций за 7 месяцев 2005 года налогоплательщиками,исчисляющими ежемесячные авансовые платежи исходя из фактическиполученной прибыли, и при составлении деклараций за 9 месяцев2005 года - остальными налогоплательщиками. Вместе с тем налоговыеорганы не вправе отказать в принятии деклараций за истекшиеотчетные периоды 2005 года, составленных с учетом положенийФедерального закона N 58-ФЗ, распространяемых на правоотношения,возникшие с 1 января 2005 года.

Одновременно с представлениемуказанных деклараций налогоплательщики представляют в налоговыеорганы соответствующие приказы (распоряжения) руководителя овнесении изменений в учетную политику для целей налогообложенияв связи с изменением законодательства о налоге на прибыль организаций.

С даты вступления в силу указанногоЗакона у налогоплательщиков возникает право представленияв налоговые органы уточненных в соответствии с положениямиФедерального закона N 58-ФЗ деклараций за истекшие налоговыепериоды.

В случае возникновения недоимки по налогу на прибыльорганизаций в связи с применением положенийФедерального закона N 58-ФЗ, распространяемых на прошлыеналоговые периоды и истекшие отчетные периоды 2005 года, пенине должны начисляться.

КОММЕНТАРИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ

Применение бланков строгой отчетности негосударственным образовательным учреждением

Можетли негосударственное образовательное учреждение, оказывающееобразовательные услуги населению, использовать вместо ККМ бланкистрогой отчетности?

Бюджетные образовательныеучреждения могут применятьформу 10 "Квитанция" (код по ОКУД 0504510), установленнуюИнструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденнойприказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа2004 года N 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетномуучету". Она является бланком строгой отчетности и предназначенадля приема наличных денежных средств уполномоченными лицамибюджетного учреждения без применения контрольно-кассовых машин.

Что же касается негосударственных образовательных учрежденийи организаций, то Минфин России своим письмом разрешил Министерствуобразования РФ в качестве БСО для расчетов с населением приоказании образовательных услуг применять форму квитанции, утвержденнуюписьмом N 16-00-30-35 для службы лесного хозяйства (формапо ОКУД 0700001, 0700002).

Тот факт, что платная образовательнаядеятельность прямо не поименована вписьме Минфина N 16-00-30-35, не означает, что негосударственнымобразовательным учреждениям и организациям нельзя использоватьутвержденную им форму документа.

Однако налоговые органыпридерживаются другой точки зрения: для образовательных учреждений(бюджетных и не бюджетных) Минфином России не утверждались вкачестве документов строгой отчетности какие-либо квитанциипо приему наличных денег от населения, и, следовательно, приосуществлении наличных денежных расчетов с населением должнаприменяться контрольно-кассовая техника либо денежные расчетыза оказанные услуги должны осуществляться через кредитные учреждения(посредством безналичных расчетов).

Таким образом, государственныеучреждения однозначно могут применятьформу 10 "Квитанция". Применение БСО для негосударственныхучреждений является спорным вопросом, поэтому должно решатьсяучреждением самостоятельно.

Более подробные разъяснения по этому (см.консультацию от 4 июля 2005 года N А3962) и другим вопросамвы можете найти в разделе "Законодательство в вопросахи ответах" информационной системы "Кодекс"(www.kodeks.ru).

Комментарии, статьи, консультации на тему "Право и экономика"

Обеспечениекредита

В условиях роста объемов ипотечного кредитованиябанки, выдающие населению кредиты под залог недвижимого имущества,вынуждены прибегнуть к поиску финансирования данной программы.В качестве одного из способов может рассматриваться получениекредита на проект под залог уже сформированного получателемкредита пула закладных. В связи с тем что данный вид залогаявляется новым в банковской практике, при согласовании условийсделки возникает целый ряд вопросов. Подробнее см.статью А.Коновалова, опубликованную в газете "ЭЖ-Юрист", N 11, 2005 год, и размещенную в разделе"Комментарии, статьи, консультации на тему "Правои экономика" информационно-правовой системы "Кодекс"(www.kodeks.ru).

Ограничение прав и свобод человека и гражданина: подходы к выработке правовой позиции


После того какКонституция РФ официально закрепила основные, общепризнанныеправа человека, теоретическое осмысление соответствующих ееположений стало одним из ведущих направлений научных исследованийв общей теории права и особенно в формирующейся доктрине действующегоправа. Проблема ограничения прав человека подробно рассматриваетсявстатье доктора юридических наук В.Лапаева, опубликованной вжурнале "Законодательство и экономика", N 6, 2005год, и размещенной в разделе "Комментарии, статьи,консультации на тему "Право и экономика" информационно-правовойсистемы "Кодекс" (www.kodeks.ru).

Гонки с препятствиями

Региональный законодатель не спешитреализовывать свои права по установлению и введению региональныхналогов. Но на его неорганизованность не часто обращают вниманиеналогоплательщики и платят налоги, не действующие в регионе.Налоговая система федеративного государства предполагает распределениеналоговых полномочий между центром, регионами и муниципалитетами.Установление и введение региональных налогов - это не обязанность,а право регионального законодателя, которое должно осуществлятьсяс соблюдением общих положений законодательства о налогах и сборах,касающихся в том числе действия нормативных актов во времени.Подробнее см.статью В.Стрельникова и С.Третьякова, опубликованную в газете"ЭЖ-Юрист", N 11, 2005 год, размещенную в разделе"Комментарии, статьи, консультации на тему "Правои экономика" информационно-правовой системы "Кодекс"(www.kodeks.ru).

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

Внесены изменения и дополнения в распоряжение Правительства Москвы "О проведении чемпионатов мира по парусному спорту в олимпийских классах яхт "49-er" и "Финн" в августе-сентябре 2005 года"

В целях своевременнойсдачи в эксплуатацию и приемки на баланс вновь построенных иреконструированных объектов инженерного и коммунального назначенияГосударственного образовательного учреждения "Экспериментальнаяшкола высшего спортивного мастерства Москомспорта по паруснымвидам спорта" и в связи с кадровыми изменениями в Комитетефизической культуры и спорта города Москвыраспоряжением Правительства Москвы от 15 июля 2005 года N 1280-РПуточнен порядок передачи зданий и сооружений в оперативноеуправление после ввода объектов в эксплуатацию, состав необходимойдля этого документации, а также назначен контроль за исполнениемуказанногораспоряжения.

Московский государственный технический университет им.Н.Э.Баумана проведет с 17 по 22 сентября 2005 года Соревнования молодых ученых Европейского Союза

В соответствиисраспоряжением Правительства Москвы от 19 июля 2005 года N 1283-РПв целях поддержки и развития научного творчества молодежи,повышения интереса молодых людей к профессиональным занятиямнаукой, научной мобильности и научно-технического информационногообмена, укрепления связей между наукой, образованием и обществом,развития международного сотрудничества, Московский государственныйтехнический университет им.Н.Э.Баумана принял предложение опроведении с 17 по 22 сентября 2005 года Соревнования молодыхученых Европейского Союза и возложил на себя функции координатора,организатора и ответственного исполнителя мероприятий Соревнований.

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Принят Закон Санкт-Петербурга "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства"

Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 397-64 определилпорядок предоставления земельных участков для индивидуальногожилищного строительства на территории Санкт-Петербурга, в соответствиис которым земельные участки предоставляются в собственностьлибо на торгах, либо без проведения торгов. Земельные участкибез проведения торгов предоставляются гражданам Российской Федерацииоднократно.

Земельные участки предоставляются бесплатнов собственность гражданам, имеющим особые заслуги перед РоссийскойФедерацией и Санкт-Петербургом в развитии экономики, науки,культуры, искусства, образования, здравоохранения, спорта, законодательстваи просвещения.

Бесплатно предоставляются земельные участкиплощадью:

- не превышающей 0,24 га, - гражданам, удостоеннымзвания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации илиявляющимся полными кавалерами ордена Славы;

- не превышающей0,12 га, - гражданам, удостоенным звания Героя СоциалистическогоТруда, а также полным кавалерам ордена Трудовой Славы или гражданам,указанным в пункте 2 статьи 1 указанногоЗакона.

Предоставление земельных участков для индивидуальногожилищного строительства осуществляется Правительством Санкт-Петербурга.

Определены минимальные размеры площади земельных участков на территории Санкт-Петербурга, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет

Закон Санкт-Петербурга от 18 июля 2005 года N 405-53 определяетпорядок установления минимальных размеров площади земельныхучастков, в отношении которых должен проводиться государственныйкадастровый учет.

Минимальные размеры площади земельныхучастков определяются градостроительными регламентами (временнымирегламентами застройки земельных участков).

В отношении частейтерритории Санкт-Петербурга, для которых в установленном порядкене введены в действие градостроительные регламенты (временныерегламенты застройки земельных участков), минимальные размерыплощади земельного участка устанавливаются в зависимости отцелей использования.

Минимальные размеры площади земельногоучастка, используемого для:

- индивидуального жилищногостроительства, размещения индивидуального жилого дома - 300кв.м;

- ведения дачного хозяйства - 600 кв.м;

-ведения садоводства - 200 кв.м;

- ведения огородничества -200 кв.м;

- размещения индивидуальных гаражей - 18 кв.м;

- размещения объектов мелкорозничной торговли - 20 кв.м.

Минимальные размеры площади земельных участков, используемыхв других целях, устанавливаются исполнительным органом государственнойвласти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга,но не менее площади земельного участка, непосредственно занятогозданием, сооружением.

Установлена административная ответственность за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах на территории Санкт-Петербурга в ночное время без сопровождения родителей

Закон Санкт-Петербурга от 18 июля 2005 года N 427-54 установиладминистративную ответственность юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей за попустительство нахождению несовершеннолетнихв возрасте до шестнадцати лет в общественных местах на территорииСанкт-Петербурга в период времени с 23 до 6 часов без сопровожденияродителей (лиц, их заменяющих).

Под общественными местамипонимаются игорные заведения, рестораны, клубы, кафе, помещения,оборудованные для предоставления услуг доступа к сети "Интернет", услуг в сфере компьютерных игр и развлечений,и иные помещения, используемые в сфере развлечения.

Административныйштраф за каждого несовершеннолетнего может составить для юридическоголица от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;для индивидуального предпринимателя - от десяти до тридцатиминимальных размеров оплаты труда.

Дела о таких административныхправонарушениях рассматриваются районными комиссиями по деламнесовершеннолетних и защите их прав либо, по решению комиссии,мировым судьей.

Юридические статьи »
Читайте также