Передозировка

Вот уже полгода в России действует постановление правительства РФ N 231 от 6 мая 2004 г. "Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств, обнаруженных в незаконном обороте". Даже законопослушному российскому обывателю этот документ хорошо известен как знаменитое "постановление о 10 дозах", вокруг которого еще весной велись нешуточные баталии в правительстве, парламенте и СМИ.

Суть конфликта состояла в категорическом непринятии силовиками из МВД и Госнаркоконтроля либеральных предложений некоторых политиков, правозащитников и чиновников Минюста, настаивающих на отмене уголовного наказания за хранение небольших партий наркотиков. Результатом дискуссии стал компромисс: правительство согласилось не привлекать к уголовной ответственности тех лиц, у которых количество наркотика не превышает 9 доз. При этом найденная при досмотре 10-я доза означала уголовное преследование по ст. 228 УК РФ - "Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов", а все, что меньше, наказывалось лишь административным преследованием.

Сторонники либерального подхода считали, что, если увеличить размеры некриминальных доз, силовики начнут наконец задерживать не мелочь вроде наркоманов "с дозой для себя на кармане", а исключительно мафиозных наркобаронов, торгующих зельем по крупному. В результате коррупция в милицейской среде зачахнет, а наркомафия умрет.

Чего же добились на самом деле?

Сосчитайте сами

Анализ, который я проделал, может повторить за мной любой недоверчивый читатель. Исходные данные взяты из открытых источников на сайте Министерства внутренних дел www.mvd.ru и официальных пресс-релизов Госнаркоконтроля РФ.

Итак, на момент начала действия поправок к УК РФ, май 2004 года, сотрудниками МВД РФ за хранение наркотиков без цели сбыта было возбуждено 28544 уголовных дела (5708 в месяц). Статистика на ту же тему, датированная сентябрем 2004 года, приводит число 35100 (3900 в месяц). Вычитая из последнего числа первое и разделив его на 4 месяца, прошедшие за время действия поправок, получаем 6556 хранителей наркотиков без цели сбыта, т. е 1639 в месяц. Это число отличается от прошлогоднего (за 2003 год) в 3,5 раза.

Таким образом, количество лиц, привлеченных в России к уголовной ответственности за незаконное хранение наркотиков, с июня 2004 года внезапно сократилось на 350%! Но ведь поправки вовсе не отменили наказание за незаконное хранение наркотиков, просто отныне это наказание должно было выражаться в административном преследовании - штрафе или аресте сроком до 15 суток. Проверим, случилось ли это на самом деле в Санкт-Петербурге и выросло ли там в 3,5 раза количество административных наказаний за хранение мелких доз наркотиков.

Для этой нехитрой проверки я обратился за информацией в Управление Госнаркоконтроля по СПб и Ленобласти. Антон Ильин, начальник отдела общественных связей управления, сообщил мне, что за период с января по сентябрь 2004 года в нашем регионе за незаконное хранение наркотиков без цели сбыта (ст. 6.8 КоАП) было привлечено 150 человек.

При этом, согласно информации ИЦ ГУВД, в прошлом году (до начала действия поправок) за то же самое правонарушение в Петербурге было привлечено к ответственности (тогда еще уголовной) 4575 человек. Количество же зарегистрированных уголовных преступлений, по данным за 8 месяцев 2004 года, снизилось на 40% от уровня 2003 года, т. е. примерно на 5 преступлений в день. Таким образом, даже если считать уровень преступности неизменным (а он, вообще говоря, растет), хотя бы эти 5 преступлений в день мы должны были увидеть в статистике административных правонарушений 2004 года.

Извольте - с января по сентябрь 2004 года в Петербурге, как мы уже знаем, было зарегистрировано всего 150 административных задержаний. Но ведь их должно быть как минимум 9х30х5=1350! Вопрос - где эти 1350-150=1200 граждан, прощенных уголовными поправками, но привлеченных согласно Административному кодексу?

А их нет нигде, они пропали. И я вам скажу почему - потому, что при задержании гражданина с количеством наркотика, не достигающим "новой уголовной нормы", сотрудники милиции, как вы сами видите, теперь просто не возбуждают никаких дел, ни уголовных (уже нельзя), ни административных (смысла нет, они в показателях не учитываются, а возни много). Вопрос "А что милиционеры при этом делают с задержанными?" оставим наивным либералам и прочим профессиональным борцам с коррупцией.

Гораздо интереснее другой вопрос - куда силовики нынче девают наркотики, обнаруженные у мелких торговцев, раз они вообще не регистрируют подобные задержания?

Разрешите запретить

Прокомментировать ситуацию с распространением наркотиков в нашем регионе мы попросили полковника Бориса Петухова, начальника 2-го отдела следственного департамента Управления Госнаркоконтроля по Северо-Западному федеральному округу. Его оценка роли знаменитых поправок "о 10 дозах" оказалась даже более резкой, чем мы предполагали:

- Понятие "некриминальная доза наркотика" в принципе недопустимо - как может быть некриминальным заведомо криминальное действие, незаконный оборот наркотиков, хоть одной дозы, хоть девяти? Поправки сняли последние барьеры в работе мелких драг-дилеров, а ведь именно эти торговцы и являются основными распространителями как самих наркотиков, так и наркотической идеологии. Сегодня они неуязвимы для правоохранительных органов, потому что торгуют дозами, не превышающими значений "крупных" в контексте постановления правительства N 231. А им и не надо ничего превышать - торговать дозами до 9 штук вполне удобно.

- Есть аргументы либералов из Минюста о том, что несколько разовых доз, обнаруженных при наркомане, являются его личной потребительской корзиной и за их хранение наказывать наркомана негуманно.

- Я приведу понятную всем аналогию - вы можете представить себе алкоголика, у которого в баре стоит 9 нетронутых бутылок коньяка? Правильно, это предположение противоречит вашему жизненному опыту и здравому смыслу. Точно так и наркоман, располагающий 9 дозами наркотика "для собственного употребления", - персонаж из области фантастики. Очевидно, что речь идет о торговле, сбыте, но наши оппоненты полагают иначе.

- Если речь идет о сбыте наркотиков, то доза не имеет значения. Провоцируйте закупку, доказывайте сбыт, и наркодилер будет сидеть.

- Доказать сбыт можно только одним способом - "контрольной закупкой". Но позиция Верховного суда РФ в таких ситуациях достаточно абсурдна - драг-дилер привлекается за помощь в приобретении наркотика, а не за сбыт. Заметим, что трактовка Верховного суда имеет определяющее значение для всей судебной практики в стране. Кроме того, наркоторговля в значительной своей степени является этнически выраженной формой организованной преступности. В такие структуры сложно внедрить информаторов. Кроме того, от участников таких преступных групп трудно добиться информации даже при задержании с поличным, поскольку родные и близкие членов этнических преступных групп выступают заложниками ситуации.

- Я посмотрел приговоры по делам, возбужденным с подачи вашей службы, - как правило, речь идет о мелких сбытчиках, которым назначают условные наказания. Но Госнаркоконтроль создавался как инструмент борьбы с оргпреступностью, а не мелкими торговцами. Отчего же такие скромные результаты?

- Во-первых, суды успели рассмотреть материалы по делам, возбужденным в прошлом году, когда Госнаркоконтроль лишь начинал свою работу. Во-вторых, крупные дела и расследуются дольше, поэтому отсутствие таких приговоров еще не означает, что их нет. В-третьих, чтобы разгромить крупную организованную группировку, нужно немало времени для внедрения информатора, сбора улик, оперативной работы - подождите, все еще впереди. В-четвертых, результаты вовсе не так плохи, как вам кажется, - например, во Пскове и Новгороде наши сотрудники изъяли столько наркотиков, сколько там не изымалось милицией за десять предыдущих лет! Значит, эффект от нашей деятельности, согласитесь, имеется вполне конкретный. И в-пятых, условные приговоры хорошо профилактируют ситуацию - скажем, получив 7 лет условно с отсрочкой на 5 лет, обвиняемый, если он еще в состоянии соображать, прекратит противоправную деятельность, ибо любое нарушение закона в этот период гарантирует ему реальное лишение свободы. Что же тут плохого?

- В прессе правоохранительные органы часто обвиняются в "крышевании" наркопритонов. Нам в редакцию тоже регулярно звонят граждане и жалуются, что на их сообщения с координатами очередной точки сбыта наркотиков милиция не реагирует.

- Надо понимать механизм реакции правоохранительных структур. Для адекватной реакции нужно не звонить, а писать заявление. Без официального обоснования милиционер не может войти в квартиру. А если он это сделает, а там ничего криминального не будет? Его же прокуратура потом замучает проверками. Довольно часто люди просто пытаются сводить личные счеты с неприятными соседями, а уж если речь идет о коммерческих структурах, то тут тем более нужны веские основания для "резких движений".

- Вы хотите сказать, что феномена "крышевания" наркоточек нет?

- Нет, этого я не скажу. Но, на мой взгляд, источником коррупции в значительной степени являются новые поправки правительства. Даже вы, журналисты, уже обратили внимание на удивительно низкую статистику административных задержаний наркоманов - этот феномен, несомненно, очень тревожное свидетельство. Надеюсь, здравый смысл в России все-таки возобладает, и никаких "разрешенных доз наркотиков" у нас больше не будет.

Для тех, кто в танке

Претензии журналистов (от имени общества, разумеется) к силовикам достаточно традиционны: низкая эффективность работы, коррупция, небрежность при сборе доказательств, которая затем выливается в развал судебных дел, и т. п. Однако в ходе аналогичной дискуссии я получил от сотрудников Госнаркоконтроля ответную претензию, уже к журналистам. Оказывается, уже 10 лет существуют разработанные ООН рекомендации, позволяющие без труда классифицировать публикации в СМИ как способствующие росту наркомании и наркоторговли, если они содержат следующие признаки:

- делят наркотики на "слабые" и "сильные",

- информируют читателей об успешных персонажах, разбогатевших или ставших знаменитыми и при этом потреблявших наркотики,

- интригуют и романтизируют ощущения наркомана,

- привлекают внимание к прибылям наркодилеров,

- информируют о розничной стоимости наркотиков и конкретных точках сбыта,

- содержат дискуссии неспециалистов на тему легализации наркотиков.

Надо сказать, что в российских таблоидах на тему наркомафии действительно по-другому и не пишут, а чуть не буквально следуют списку ООН, нарушая каждую его позицию. И, главное, в результате всем хорошо - у таблоидов растут тиражи, у драг-дилеров - количество потребителей, у силовиков - показатели.

А тех, кому плохо, толком не видать - если, конечно, вы не работаете в морге. Может, объективности ради, либералы от юстиции все-таки заглянут в ближайший морг?

Закон и дышло

Статья 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства или психотропные вещества, а также их аналоги, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Статья 228 УК РФ:

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Примечания. 1. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

2. Крупным размером в настоящей статье, а также в статьях 228-1 и 229 настоящего Кодекса признается количество наркотического средства, психотропного вещества или их аналога, превышающее размеры средней разовой дозы потребления в десять и более раз, а особо крупным размером - в пятьдесят и более раз. Размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также статей 228-1 и 229 настоящего Кодекса утверждаются правительством Российской Федерации.

Постановление правительства Российской Федерации от 6 мая 2004 г. N 231 "Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228-1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Правительство Российской Федерации постановляет:

Для определения крупного и особо крупного размера наркотических средств и психотропных веществ, обнаруженных в незаконном обороте, ответственность за который установлена статьями 228, 228-1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации, утвердить прилагаемые размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ.

Настоящее постановление вступает в силу с 12 мая 2004 г.

Председатель правительства Российской Федерации М. Фрадков

Евгений Зубарев

За нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на территории Санкт-Петербурга будут накладывать штраф до 5 тыс. руб.  »
Юридические статьи »
Читайте также