Дороге придали ускорение

Западный скоростной диаметр обретает реальные черты

Инвестиционно значимый

Впервые о строительстве Западного скоростного диаметра (ЗСД) заговорили в 1996 году. Связано это было с Олимпиадой-2004, на проведение которой претендовал тогда Петербург. Однако с грандиозным мероприятием, увы, ничего не получилось. И о спортивных амбициях города стали постепенно забывать. Чего не скажешь о дороге, к идее создания которой возвращался каждый из руководителей региона. И дело тут оказалось не только в политическом капитале, который нетрудно было нажить при осуществлении проекта, но и в его социально-экономической значимости. Не случайно в Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству любили повторять, что с точки зрения комплексного стратегического развития города этот проект не менее, а может быть, даже более инвестиционно значим, чем все остальные проекты вместе взятые. Во-первых, потому, что строительство скоростной магистрали позволит вывести весь транзитный транспорт из исторического центра. Во-вторых, потому, что появление ЗСД обеспечит транспортные связи между периферийными и центральными районами Петербурга и, что особенно важно, без разрыва навигации на Неве. Не говоря о такой "малости", как сокращение среднего расстояния и длительности поездки по городу на 24 и 10% соответственно, а также увеличении скорости сообщения на 14%.

Первый миллиард

Новая страница в историю ЗСД была вписана нынешней весной, когда Министерство транспорта России приняло решение о начале строительства Южного участка трассы и подготовило постановление о механизме его финансирования . Толчком к этому послужила встреча губернатора Валентины Матвиенко с президентом Владимиром Путиным, который прямо в ее присутствии позвонил в правительство и дал ему соответствующее поручение.

"Мы получили 1 миллиард рублей из федерального бюджета в этом году и уже начали подготовительные работы по строительству Южного участка", - отчиталась об итогах той поездки Валентина Матвиенко. И особо подчеркнула, что при строительстве новой магистрали будет применяться система частно-государственного финансирования на концессионной основе. Кстати, впервые в России.

С этого момента проект, много лет существовавший только на бумаге, стал обретать реальные черты. Достоверно известно, что сейчас на месте прокладки первой очереди (ее длина 3,2 км), которая протянется от пересечения с Кольцевой автомобильной дорогой у станции Предпортовая до Краснопутиловской улицы, уже разбиты три строительные площадки. В начале будущего года планируется продолжить магистраль, которая пойдет по маршруту Краснопутиловская улица - река Екатерингофка. Для организации строительства КБДХ заключил договор о принятии функций заказчика-застройщика с ОАО "Западный скоростной диаметр" со 100-процентным участием акций города. Генеральным подрядчиком работ выступает "Мостоотряд-19", среди крупных субподрядчиков - "Мостострой-6", "Пилон" и еще с десяток других компаний.

Три кита

Вся скоростная трасса условно делится на три участка. Первый по времени начала и, соответственно, окончания строительства - это Южный отрезок, его протяженность составляет почти 11 километров. Предполагается построить шесть транспортных развязок, главная из которых обеспечит связь ЗСД с первым и вторым районами порта, Лесным портом и Канонерским судоремонтным заводом. Кроме того, проектировщики планируют расположить развязки на Ленинском проспекте, Краснопутиловской улице, в створах Благодатной ул. и ул. Маршала Говорова, а также в районе Петролеспорта, на набережной реки Екатерингофки. Главная задача Южного участка - обеспечить вывод грузового транспорта из районов Большого Морского порта на КАД и федеральные трассы, а также разгрузить транспортные потоки на Обводном канале и на юге Петербурга, в частности на Ленинском проспекте.

Центральный отрезок (протяженностью более 9 км) соединит Васильевский остров с Адмиралтейским и Приморским районами и пройдет от границ Большого морского порта до Приморского проспекта. В его составе предполагается соорудить два неразводных моста, под которыми смогут пройти суда с верхними габаритами 35 метров.

Северный участок (26 км) от Приморского проспекта соединится с автодорогой Е-18 в районе Белоострова. Здесь появятся два тоннеля и более семидесяти инженерных сооружений, среди которых - мосты, путепроводы и транспортные развязки. Окончательные сроки сдачи ЗСД в эксплуатацию - 2010-2011 годы.

На условиях концессии

Стоимость строительства Западного скоростного диаметра оценивается экспертами в 57,37 млрд рублей (2 млрд долларов). Таких денег у города, естественно, нет. Не готов выделить их и федеральный бюджет. Однако выход найден - это частно-государственное партнерство на концессионной основе.

Предполагается, что половину необходимых средств выделит инвестор, другую половину - госбюджет. При этом федеральные средства должны составить 38%, а городские - 12%. Кроме того, Смольный намерен бороться за часть средств федерального инвестиционного фонда, который будет создан 1 января 2006 года для финансирования проектов общегосударственного значения. Петербург будет претендовать на 10 млрд рублей.

Что касается частных инвесторов, то их имена пока не называются. Все зависит от того, кто предоставит более выгодные для города условия. Сейчас известно, что интерес к проекту проявили французские и испанские компании. Не исключено, что к строительству подключатся и стивидорные компании Морского порта.

Чтобы заинтересовать инвесторов, предполагается передать им магистраль для эксплуатации на платной основе. Сколько будет стоить проезд с ветерком, пока достоверно не известно. Еще весной назывались цифры 20 (для легкового) и 60 рублей (для грузового) транспорта. Сейчас, как и следовало ожидать, эти суммы "подросли" - 30 и 80 рублей соответственно. По словам вице-губернатора Юрия Молчанова, в Европе стоимость проезда по платным дорогам рассчитывается исходя из цены кружки пива. У нас, как иронично заметила губернатор, все нужно измерять в стопках водки.

По расчетам специалистов, проект ЗСД окупится за 12-15 лет. А после того как истечет срок договора с инвестором, трасса будет эксплуатироваться государством.

Марина Алексеева

Арифметика ЗСД  »
Юридические статьи »
Читайте также