Укатай "Мелодию"

История с изданием знаменитых записей с участием многих известных актеров театра и кино в связи с иском Олега Табакова, предъявленным фирмам "Мелодия" и "ТВИК-Лирек", получила широкий общественный резонанс. Комментарии самого Олега Табакова были опубликованы в "Известиях" от 5 февраля. Тему продолжают комментарии руководителя самой фирмы "Мелодия", а также реплики других известных актеров, чьи исполнительские права могли бы быть затронуты в подобной ситуации.

Претензии г-на Табакова юридически не выверены

Кирилл Баширов, генеральный директор фирмы "Мелодия":

- Коллектив фирмы "Мелодия" с большим уважением относится к творчеству Олега Павловича Табакова. Именно поэтому мы особенно обеспокоены выдвинутыми им безосновательными претензиями к фирме "Мелодия". О них мы знаем только из писем и его интервью в "Известиях". До сих пор ни один из юристов г-на Табакова не вышел на прямой контакт с юристами нашей фирмы.

Надо сказать, что я всего три месяца назад был назначен на должность генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия "Фирма "Мелодия", и сейчас нашей задачей является возрождение компании. Мы добиваемся улучшения продукции и надеемся, что "Мелодия" вскоре станет опять конкурентоспособной как на российском, так и на международном рынке. И очень жаль, что ровно в тот момент, когда у фирмы появилась твердая позиция, в том числе и по поводу соблюдения авторских и смежных прав, она моментально подверглась атаке.

В этой конкретной ситуации фирма "Мелодия" обладает всеми фонографическими правами на записи с участием Олега Павловича Табакова. Права производителя фонограмм дают нам возможность издать эти записи самим, но также мы можем на свое усмотрение передать лицензию на издание этих фонограмм и любой другой фирме. Что и было сделано в случае с "ТВИК-Лирек".

Есть еще и исполнительские права, которыми в данном случае обладает Олег Табаков. Та фирма, которая издает запись, в соответствии с российским законодательством должна заключить с исполнителем договор, сумма которого может оговариваться в каждом конкретном случае. Исполнительские права охраняются в течение 50 лет с момента записи.

Фирма "Мелодия" в данном случае передала "ТВИК-Лирек" фонографические права и за дальнейшую судьбу исполнительских прав в этом конкретном издании ответственности не несет.

К тому же, как считают наши юристы, претензии Олега Павловича Табакова юридически не совсем выверены. И на данный момент мы еще не получали надлежащим образом оформленных документов (в частности, искового заявления), потому до сих пор мы не можем дать объективной оценки происходящему.

В свою очередь хочу заметить, что в отличие от прежних времен на данный момент "Мелодия" в своих собственных релизах тщательно следит за соблюдением исполнительских прав.

Мое дело - сторона

Валентин Гафт, актер

- Скажите, а у вас нет случайно претензий к фирме "Мелодия"?

- Я, вы знаете, так редко делал подобные записи. Вот на радио я записывался.

- Но разве на радиопостановки не распространяется авторское право?

- Не знаю, не знаю. Я об этом не думал. Я очень мало работал в этой сфере. Вот Табаков много записывался. А я так, изредка. Так что у меня никаких претензий.

- А если бы вы сотрудничали столько, сколько Табаков, у вас были бы претензии?

- Ну послушайте. Разве с этим можно бороться?

- То есть вы считаете, что это тщетная борьба.

- Да я, честно говоря, вообще ничего не считаю. Раз Табаков так поступает, значит, молодец. Он имеет на это право. Он много работал, и, конечно, ему обидно. А мое дело - сторона.

Надо, надо Табакова поддержать

Лев Дуров, актер

- Лев Константинович, вы ведь тоже сотрудничали с "Мелодией"?

- Наверное. Я уж и не помню сейчас.

- Вы могли бы тем не менее поддержать Табакова в его претензиях. Насколько они, как вам кажется, справедливы?

- А что за претензии? Я ничего о них не знаю.

- Сейчас сделанные им еще в советские годы записи расходятся большими тиражами, при этом авторские права исполнителя грубо попираются. Вы наверняка находитесь в такой же ситуации. Или вы об этом никогда прежде не задумывались?

- Вы знаете, не задумывался. У меня вот книжка уже несколько раз переиздавалась. Насколько я понимаю, подпольно. Есть у меня такая книжка "Грешные записки". И никто мне не платит за это. Никто мне ничего не говорит. Ну что поделаешь?!

- И у вас ни разу не возникало желание начать судебное разбирательство по этому поводу?

- Не-а.

- Но Табакова-то вы поддерживаете?

- Если это действительно нарушение прав, то, конечно, поддерживаю. Они же бешеные деньги зарабатывают на наших именах.

- Его почин, по-вашему, будет иметь какое-то продолжение?

- Надо, надо его поддержать. У нас ведь все это вошло в привычку. Телевидение приглашает и не платит не копейки. Выпускают книжки - ничего не платят. Распространяют кассеты, ну и так далее... Я бы вывел эту историю за рамки претензий фирме "Мелодия". Нарушение авторского права случается у нас повсеместно.

Начнешь активно бороться - пришьют в парадной

Сергей Юрский, актер

- Вы, наверное, уже слышали об иске Олега Табакова фирме "Мелодия"?

- Нет, ничего не слышал. Мне сложно это как-то анализировать.

- Все на самом деле просто. Речь идет о нарушении авторских прав исполнителя, о распространении аудиозаписей без выплаты отчислений. Вы, насколько я понимаю, тоже сотрудничали с "Мелодией". Есть ли у вас к ним сходные претензии?

- Претензии, конечно, есть, но я совершенно не верю, что их можно как-то удовлетворить.

- Но претензии есть?

- Еще бы!

- Вы лично сотрудничали с "Мелодией"?

- А с кем еще я мог сотрудничать. Другой фирмы тогда не было.

- Вы готовы поддержать Табакова?

- Я не хочу иметь с этим никакого дела. У нас украдено все - все фильмы. Все, что было сделано на телевидении за многие годы. У меня нет никаких прав на моего восьмисерийного "Евгения Онегина", который продается себе спокойно. Я понял, что права мои забраны, и уже не готов за них бороться. Но презираю воров, которые это все сделали.

- Кого конкретно вы считаете ворами? Государство, чиновников, фирмы?

- Я не собираюсь называть никаких фамилий. Я не знаю, кто вор. Но к тому, что со мной никогда не обсуждают реализацию того, что мною сделано, я уже привык. То мне говорят, что в самолетах идут какие-то мои записи, то еще что-то. Что, я всех этих воров должен ловить, выявлять? Мне есть чем заняться в жизни. Если это все было государственное, значит, мы все отдали государству. Но если кто-то вдруг стал этим пользоваться как личной или частной собственностью, тогда неплохо бы вспомнить, кто автор. "Золотого теленка" поставил Михаил Швейцер, но он умер, так ничего и не добившись, хотя то, что он сделал, продается в любом магазине. Я не хочу про себя говорить. Я говорю про своего старшего друга.

- Скажите, а теперь изменилась ситуация? Теперь ваши авторские права соблюдаются?

- Понятия не имею. Не предъявляю никаких претензий. Не верю в успех этого начинания в нашей стране. Не верю. У меня договоры лежат горой. Но соблюдаются ли они - не знаю. Думаю часто - нет.

- Значит, бороться считаете бессмысленным?

- Совершенно бессмысленным. Потому что если активно начнешь бороться - пришьют в парадной.

Подсудные "Приключения"

Основным предметом судебного разбирательства станут аудиокассеты "Приключения Гекльберри Финна" и "Конек-Горбунок". Запись аудиоспектакля по роману Марка Твена, в котором Олег Табаков являлся режиссером-постановщиком и исполнителем главной роли, была сделана еще в 1971 году детской редакцией Гостелерадио СССР и издана на пластинках фирмой "Мелодия". А сказку Ершова Табаков в качестве чтеца записал в 1973 году. Именно на эти записи фирма "Мелодия" передала фонографические права фирме "ТВИК-Лирек".

Юридические статьи »
Читайте также