КАД ползучий! До жителей Дачного проспекта уже дошло...

Кольцевая автодорога, как и все эпохальное, идет не только через пространство и время, но и через человеческие судьбы. Порою как бы их "не замечая". И тогда возникают жаркие конфликты "маленьких людей" и больших строителей...

Много раз возмущались невезучие жители района "Троицкое поле", так и не дождавшись от городских властей обещанного расселения из зоны КАД. И вот очередь возвышать свой тонкий голос против корпулентных обстоятельств дошла до обитателей Дачного проспекта, где в недалеком будущем, согласно генплану, должна раззудиться рука создателей очередной развязки южного участка западного полукольца КАД.

Уже собраны 10 тысяч протестных подписей. Но строителям "чертовски хочется работать"...

Гордиева развязка

Проект развязки, которая должна соединить Дачный проспект с КАД, а также с Дунайским проспектом и Западным скоростным диаметром, - плод трудов института "Стройпроект" и НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ). Согласно плану, Дачный виадук позволит расширить проспект с 4 полос до 6 (а в месте съезда с виадука аж до 14) и увеличить транспортный поток с 4 тыс. до 50 тыс. машин в сутки.

Узнав об этих прогрессивных замыслах, жители Дачного проспекта и прилегающих домов (всего около 100 тысяч душ), однако, возроптали.

"Жители очень часто выступают против городских проектов. Но это нормально, - философски рассуждает глава комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов. - Как правило, граждане сознают свое счастье позже, когда проект уже реализован. Сегодня жители Дачного проспекта сражаются за свою территорию, не понимая, что живут в этом городе не одни. Речь идет о всей транспортной системе города. Если эту развязку не построить, то получится как в кровеносной системе: пережмешь один сосуд - и организм заболеет".

Упорствующие в непонимании собственного счастья граждане, однако, на сей раз не ограничились одними лишь устными проклятиями в адрес "чиновников-супостатов"...

Первую линию "гражданской обороны" составили районные общественные слушания, в ходе которых представители муниципальных округов решительно высказались против строительства развязки. Однако городские чиновники, ничуть не смутившись, признали слушания успешно прошедшими и спорное строительство все равно благословили.

Тогда недовольные "дачники" объединились в общественный совет микрорайона "Дачное", дабы организованно противостоять "вышестоящему" напору. Последовало обращение в районный суд с требованием признать слушания несостоявшимися (учитывая их негативный итог).

"Власть нарушила ряд пунктов городского закона об общественных слушаниях , - поясняет председатель общественного совета Анатолий Безруков. - Во-первых, не было организовано должное информирование жителей; во-вторых, слушания были проведены не в ближайшем к месту реализации проекта общественном здании; в-третьих, нам была представлена лишь схема виадука без пояснительной записки о целях и сути проекта; в-четвертых, проект виадука был представлен лишь в одном варианте".

Повторных слушаний пока никто не назначал, хотя "дачникам" уже давно есть о чем поговорить с авторами официального проекта. Жители предлагают городской администрации альтернативу: отнести развязку на 600 метров от Дачного проспекта к проспекту Народного Ополчения. "По нашему варианту, в сутки будут проходить не 50 тыс., а 85 тыс. автомобилей. К тому же въезд на виадук будет осуществляться не с одного направления, как в официальном проекте, а с трех. Кроме того, станция метро "Проспект Ветеранов" будет разблокирована, поскольку основной поток транспорта станет поворачивать на развязку раньше. Для жителей проспекта Народного Ополчения загазованность увеличится лишь в два раза и на участке всего в километр. В то время как, по официальному проекту, экология для жителей Дачного проспекта и близлежащих кварталов может ухудшиться в 30 раз", - убеждает автор проекта, кандидат технических наук Анатолий Безруков.

Кто водит граждан за нос?

"Городская власть не боится шантажа! - не замедлил отреагировать глава администрации Кировского района Андрей Филатов. - Интересы городских властей заключаются в том, чтобы обеспечить горожанам комфортное проживание. Если кто-то выступает против наших решений, то, возможно, он просто заблуждается. К сожалению, сегодня есть граждане, которые по каким-либо причинам намеренно мешают нам исполнять свои обязанности. Даже появились группы лиц, зарабатывающие на этом деньги. А простые люди, которые их поддерживают, просто не вникают в суть проблемы, позволяя водить себя за нос".

"Мы готовы предпринять некоторые меры по компенсации нагрузки: например, можно запретить движение по Дачному проспекту грузового транспорта, а также всякое движение по магистрали в ночное время суток. В общем, можно придумать еще массу мероприятий, понижающих нагрузку на эту территорию. Я не говорю уже о трехслойном остеклении и шумозащите", - пытается развязать гордиев узел Дачного виадука один из главных лоббистов официального проекта - зам ген. директора ЗАО "НИПИ ТРТИ" Наталья Минина. Но если ее слова - не "пустые обещанья", тогда, спрашивается, в чем смысл строительства объекта с заведомо ограниченным КПД?

Вместо ответа на этот и другие самоочевидные вопросы глава КГА Александр Викторов выстреливает целой очередью новых аргументов и утверждений: "Шестиполосное движение по Дачному проспекту было предусмотрено еще предыдущим генпланом 60-х годов. Никто не придумал проект в одночасье. Зато так называемый альтернативный проект на самом деле таковым не является: наш вариант оптимальный, и лучше пока никто не придумал! Кроме того, чтобы исполнить желание жителей, надо переделывать целый участок КАД, у которого есть свои сроки финансирования. И, к слову, я не думаю, что федеральный бюджет выделит дополнительные деньги на строительство еще одной развязки".

Нежелание чиновников услышать голоса "простых смертных" и, возможно, скорректировать собственные решения заставляют недовольных граждан задуматься о более решительных методах борьбы, призванных подкрепить "бумажную" протестную активность: "Нас ни во что не ставят! Мы - это пыль! - горячатся "дачники". - Чиновники нарушают благополучие 100 тыс. людей, но не считают нужным прислушиваться к нашим советам и согласовать изменения в Москве... Если нас все-таки не услышат, то нам ничего другого не остается, кроме как выйти на улицы: терять нам нечего!"

Круглый стол с острыми краями

"Если десять тысяч людей выйдут на улицы, это совершенно не понравится нашему губернатору. Они ведь настроены крайне решительно, и ломать их через колено не получится: скорее, колено можно сломать!" - комментирует эти заявления депутат ЗакСа от избирательного округа №16 Сергей Андреев. По всей видимости, чтобы все же излишне не огорчать Валентину Ивановну, он и спикер парламента Вадим Тюльпанов (представляющий округ №15 Кировского района) провели круглый стол с целью найти с протестантами консенсус.

"Во-первых, мы решили потребовать провести повторные общественные слушания, поскольку они прошли с многочисленными нарушениями. Во-вторых, мы обратились к Валентине Матвиенко с просьбой приостановить согласование нынешнего проекта виадука. В-третьих, мы подготовили поправку в генплан, которая представляет альтернативный вариант развязки, предложенный самими жителями. Этот проект мы собираемся отстаивать перед губернатором, чтобы она согласилась на строительство дополнительной развязки за счет бюджета города. Пока будет возводиться КАД, развязка на Дачном проспекте будет заморожена, а за три года мы построим альтернативную развязку. Если она будет выполнять все необходимые транспортные функции, то в строительстве развязки на Дачном отпадет необходимость", - таким видит грядущее разрешение коллизии депутат Андреев.

Но решать все же будет не он, а чиновники, и каким будет решение, станет ясно уже в начале ноября, после встречи заксовских ходоков с губернатором. Однако председатель "Дачного" Анатолий Безруков благоприятного результата от придворных депутатских маневров не ждет: "Круглый стол носил чисто формальный характер. Если до этого у меня была хоть какая-то надежда, то теперь я абсолютно уверен, что депутаты провели его исключительно для галочки и ради пиара перед избирателями".

По словам же председателей КГА, КБДХ и других профильных комитетов, денег (около 2 млрд. рублей) из городского бюджета на реализацию альтернативного проекта выделять никто не собирается. Тем более что альтернативы (см. выше) официальному проекту развязки, по мнению городских чиновников, нет...

Говорить о безальтернативности чиновничьего проекта представителям городской власти тем легче, что они не дают гражданам возможности получить всю информацию о проекте: "Мы до сих пор не видели полного проекта развязки, заключения Государственной экологической экспертизы и т.п. Поэтому у нас нет возможности провести независимые экспертизы. Это значит, что нам остается лишь гадать, какая участь ждет нас в недалеком будущем", - безнадежно констатирует член общественного совета микрорайона "Дачное" Валерий Кузнецов.

История с Дачным виадуком, увы, не только не уникальна, но весьма типична. Протестные настроения граждан игнорируются, а общественные слушания профанируются практически повсеместно. Начиная от набивших оскомину "страшных историй" с уплотнительной застройкой и заканчивая такими "амбициозными" мегапроектами, как "Морской фасад" и "Балтийская жемчужина".

И, строго говоря, чиновников винить здесь особо не в чем. Потому как сами петербуржцы своим собственным разумением выбрали себе такую "вертикальную" модель власти, когда от самих граждан в их собственной судьбе ровным счетом ничего не зависит и когда их непосредственные представители - депутаты ЗакСа - только и могут, что штамповать угодные Смольному законопроекты. В частности, закон "О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории СПб", где есть такая замечательная формулировка (ст. 9, п. 3): "результаты общественного обсуждения носят рекомендательный характер..."

Оксана Попова

Окна в Европу не будет «Морской фасад» меняет планы  »
Юридические статьи »
Читайте также