Окна в Европу не будет «Морской фасад» меняет планы

В минувший четверг торжественно отмечали 268-летие Василеостровского района. Когда-то, по предложению «комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга», императрица Анна Иоанновна утвердила названия для пяти частей города. Три из них – Василеостровская, Адмиралтейская и Московская – сохранились по сей день. Впрочем, сегодня они называются районами, так стало почти два столетия спустя после обретения первоначальных имен. И если двум последним районам, в общем, ничего особенно не угрожает, то над Васильевским островом уже год как нависла тень «намыва», против которого борются многие из тех, кто живет вблизи от зоны предполагаемой стройки на западе Васильевского. Каковы же последние новости с «западного направления»? А вот они: обещанного нам грандиозного здания морского вокзала в виде гигантской прямоугольной рамы, символизирующей окно в Европу, не будет.

Помнится, полтора года назад тогдашний председатель Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) и он же главный архитектор города Олег Харченко получил от Валентины Матвиенко строжайшее указание сделать «амбициозный проект двадцать первого века». В декабре был проведен конкурс эскизных проектов, который выиграла московская компания «Резерв» во главе с Владимиром Плоткиным. Но... оказалось, что все это не имеет ни малейшего значения для президента управляющей компании «Морской фасад» Шавката Кары-Ниязова. Выступая на градостроительном совете при КГА, он заявил: морвокзала не будет. Инвесторы передумали, поскольку у них «изменилось видение объекта».

Новое видение предполагает, что в устье реки Смоленки будет построено не одно здание морского вокзала, а несколько отдельных пропускных павильонов. Каких именно – неизвестно. Это решит сам «Морской фасад», где советником Кары-Ниязова по архитектуре, что примечательно, теперь трудится не кто иной, как все тот же Олег Харченко. По его словам, порт будет «узкой пленкой» окаймлять причальную линию, а за ней выстроятся новые жилые кварталы. Но и это, как говорит директор департамента по связям с общественностью «Морского фасада» Александр Шимберг, «еще не окончательный вариант». Ну а в ноябре «фасадовцы» собираются объявить победителя конкурса на проект планировки намывных территорий...

Резюмируем сказанное. «Морской фасад» открытым текстом заявляет, что будет сам решать, что строить и как это будет выглядеть. Примерно то же, заметим, что и с другим проектом века – Китайским кварталом, он же «Балтийская жемчужина». И там инвесторы будут сами определять, по какому проекту строить. Но если «жемчужину» собирается строить мощная государственная корпорация из Китая, то морской фасад (без кавычек) Петербурга будет зависеть исключительно от видения «стратегических инвесторов», не имеющих на своем счету ни одного построенного объекта. Интересно, в каком еще из крупнейших (да и не только крупнейших) городов мира власти предоставляют застройщикам такую неслыханную свободу действий?

И еще деталь. По словам того же Шавката Кары-Ниязова, инвестиционный договор по проекту строительства нового пассажирского порта и развитию западной части Васильевского острова будет подписан к августу 2006 года. Но обратите внимание. Уже сейчас начаты дноуглубительные работы по проекту строительства терминала, в мае следующего года собираются начать намывать 450 гектаров под жилые кварталы, – а инвестиционный договор, определяющий права и обязанности «стратегических инвесторов» при этом будет подписан только в августе, когда фактически ничего уже будет не изменить?

Что касается самого намыва, то представители «Морского фасада» заявляют, что применят некие новые технологии, которые снизят сроки уплотнения «подстилающих слоев» с 15 лет до полугода. Выходит, строить дома собираются уже через полгода после начала намыва?

– Разговоры об этих «новых технологиях» – сказки для наивных, – считает директор Санкт-Петербургского союза строительных компаний, профессор и почетный строитель России Лев Каплан. – Таких технологий не существует в природе! Природу ведь не обманешь: песок есть песок, он должен осесть и стабилизироваться. Там, где ее пытаются обмануть, – получается как в Новом Орлеане...

– Нам говорят, что новый порт нужен, чтобы в Петербург могли приходить океанские круизные лайнеры, – продолжает тему депутат Сергей Гуляев. – Но дело вовсе не в отсутствии порта в устье Смоленки или в Лахте. Эти лайнеры не идут сюда из-за низкой пропускной способности и колоссальной загруженности морского канала. Уже сегодня из-за малых глубин Финского залива суда с большой осадкой не могут подойти к городу, минуя этот канал, и по нескольку суток ждут очереди на рейде Кронштадта. Если делать по-умному, так надо было бы, как предлагали в НИИП градостроительства, создать причальные сооружения на линии Горская – Кронштадт – Ломоносов и замкнуть на них все грузовые суда, освободив морской канал для туристических судов. Но этого делать никто не собирается. И у меня есть большие опасения, что терминал на Смоленке могут использовать не столько как пассажирский, сколько как грузовой – со всеми вытекающими для жителей последствиями в виде масштабной перевозки грузов транзитом через Васильевский...

И последнее. До конца года, как известно, должен быть окончательно принят новый генеральный план развития города . Первое чтение в Законодательном собрании было 6 июля, и только что закончился срок представления поправок для второго чтения. «Демократическая фракция» представила две поправки, касающиеся Васильевского острова.

Михаил Амосов, Сергей Гуляев и Алексей Ковалев предложили установить в генплане, что «к западу от существующих границ Васильевского острова не допускается создание новых территорий, предназначенных для жилой и деловой застройки. Исключение делается только для деловой застройки, необходимой для функционирования морского пассажирского терминала». Еще более радикальную поправку внесли отдельно Гуляев и Ковалев: никакого создания новых территорий к западу от Васильевского острова, независимо от их назначения.

Понятно, что численность демократов в городском парламенте и их возможных союзников в этом вопросе мала. Но ведь в ситуацию могут вмешаться и граждане, надавив на народных избранников...

Борис Вишневский

Путь на север подготовили к открытию Завершен первый губернаторский проект  »
Юридические статьи »
Читайте также