Главнейшим из искусств для нас является реклама

Рынок наружной городской рекламы в этом году должен принести в бюджет Петербурга почти миллиард рублей (в 2005 г . отчисления составили 787 млн руб.). Однако недавнее решение городского суда об отмене некоторых пунктов "Правил размещения объектов наружной рекламы в СПб" ставит под сомнение не только этот прогноз, но само существование рекламного рынка города в нынешнем его виде.

В минувший понедельник, 6 февраля, состоялось рассмотрение дела по иску предпринимателя Марины Журавлевой и ООО "Зета", которые заявили требования об отмене некоторых пунктов "Правил размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в СПб". Данные пункты предусматривают необходимость заключения договоров с ГУП "Городской центр размещения рекламы" (ПДРР), если реклама размещается на объектах городской собственности.

Суд под председательством судьи Светланы Масоловой частично удовлетворил требования коммерсантов. Из пункта 3.1.1. Правил было вычеркнуто упоминание о зданиях и сооружениях, находящихся в ведении Санкт-Петербурга.

По мнению Татьяны Фадеевой, пресс-секретаря ГЦРР, "подобное решение абсурдно, поскольку, вычеркнув из п. 3.1.1. Правил упоминание о зданиях, судья оставила нам право распоряжаться рекламой только на землях общего пользования, т.е. в парках, на кладбищах или пляжах".

Александр Кадыров, директор ГЦРР, также выразил удивление этим обстоятельством:

- Если решение суда вступит в законную силу, то в бюджет города перестанут поступать деньги за размещение рекламоносителей на зданиях и сооружениях, находящихся в полной или частичной собственности Санкт-Петербурга. Ущерб может составить не менее 250 млн. рублей в год. Решение было принято, несмотря на многочисленные доводы представителей правительства СПб, КУГИ, КЗР и прокуратуры. С другой стороны, заявители уже печально известны как недобросовестные рекламораспространители, дважды проигрывавшие правительству СПб и ГЦРР в судах. Мы будем обжаловать это решение в Верховном суде РФ.

Заметим, что решение суда касается многих петербуржцев, а вовсе не ограничивается взаимоотношениями между коммерсантами и ГЦРР.

Ведь теперь, чтобы установить рекламу на фасадах зданий, находящихся в частичной собственности города, предпринимателям придется заключать договоры со всеми прочими собственниками, к которым относятся и владельцы приватизированных квартир. При этом каждый владелец вправе выдвигать отдельные финансовые претензии к коммерсантам, поэтому процесс согласования установки рекламы может затянуться до бесконечности.

Возможно, бюджет Петербурга поджидает и еще один удар, связанный с решением городского суда от 6 февраля. В статье 15 Гражданского кодекса РФ "Возмещение убытков" записано, что лицо, право которого нарушено, может требовать ПОЛНОГО возмещения причиненных ему убытков. Таким образом, владельцы приватизированных квартир или вообще все собственники, посчитавшие себя ущемленными по результатам ранее действовавших договоров, могут обратиться в суды с финансовыми претензиями и потребовать дележа уже "съеденного рекламного пирога".

Несомненно, это будет фантастический скандал, который не просто ввергнет рекламный рынок в анархию, как прогнозирует Александр Кадыров, а уничтожит этот рынок вовсе. Кстати, такой финал вовсе не означает, что наконец из центра города, например со зданий на Невском проспекте возле площади Восстания, исчезнут уродующие город рекламные щиты размером с фасад. Эти уродцы как раз останутся. Как нам сообщили в ГЦРР, все эти дома находятся полностью в частном владении, а АПЗ на размещение рекламы выданы владельцам бессрочно еще при губернаторе Яковлеве.

Евгений Зубарев

Подъемные для начинающих  »
Юридические статьи »
Читайте также