Дорогие километры Лишь в Ленинградской области строительство дорог приносит убытки

Результаты прошлогодней деятельности государственных ДРСУ можно назвать плачевными - рождественские праздники они встретили с кредиторской задолженностью в 133 699 тысяч рублей

Дорожное хозяйство Ленинградской области, похоже, испытывает серьезные проблемы. Еще в феврале этого года депутаты регионального парламента констатировали: недоремонт областных дорог за последние годы увеличился с 30 до 70 процентов.

В 2004 году, по данным комитета по дорожному хозяйству и транспорта, из 24 подведомственных дорожных ремонтно-строительных управлений (ДРСУ) только 10 сократили убыточность своей деятельности. Результаты прошлогодней деятельности государственных ДРСУ можно назвать плачевными - рождественские праздники они встретили с кредиторской задолженностью в 133 669 тысяч рублей, а общие убытки достигли суммы в 48 478 тысяч рублей. Заметим, годом раньше показатели также были отрицательными.

В этом году, судя по всему, об улучшении работы областных дорожников лучше не говорить вовсе. Недавно председатель комитета по дорожному хозяйству и транспорту Василий Соколов доложил губернатору, что пока в регионе не построено ни одного километра новых дорог. После ликвидации Территориального дорожного фонда, в который стекались целевые налоговые отчисления от юридических и физических лиц, ведомство Василия Соколова распоряжается лишь выделенными из областного бюджета денежными средствами. И для тех, кто долгие годы привык жить "на широкую ногу", нынешнее финансирование кажется жалкой подачкой.

Выход из создавшегося положения правительство Ленинградской области видит в приватизации ДРСУ. Первым эту идею высказал председатель КУГИ Александр Дрозденко. Его поддержал вице-губернатор Григорий Двас. Предельно жестко высказался в поддержку акционирования и глава исполнительной власти. Валерий Сердюков, отметив, что каждый километр реконструируемых дорог обходится намного дороже, чем аналогичные работы в других регионах России, заявил: "...аппараты ДРСУ перегружены родственниками и знакомыми этих служб". В итоге в областной администрации появилась идея акционировать все 20 областных предприятий и объявить тендеры на обслуживание участков дорог.

Активным противником перехода ДРСУ в частные руки, тем не менее, является ведомство Соколова. В комитете по дорожному хозяйству считают, что объединение подведомственных ДРСУ позволит решить финансовые трудности эффективно и под государственным управлением. Возможно, какая-то логика здесь есть -несколько снизятся накладные расходы и сократится управленческий аппарат. Но вряд ли настолько, чтобы полностью исключить убытки дорожников.

Кризис в дорожной отрасли области начался еще в конце девяностых, когда ее курировал влиятельный вице-губернатор Александр Брахно, а нынешний руководитель областного комитета по дорожному хозяйству и транспорту был его подчиненным. Неоднократные проверки деятельности дорожного комитета показали, что чиновники постоянно нарушали финансовую дисциплину. В 2000 году чиновники необоснованно приобрели пять автомобилей "Волга", две "Нивы", а средства Территориального дорожного фонда использовали в порядке долевого участия в строительстве жилья. При этом те, кто принимали участие в таком строительстве, не имели права на улучшение жилищных условий и не являлись работниками дорожной отрасли. В начале нового тысячелетия дорожное ведомство преуспело в заключении государственных контрактов без проведения соответствующих конкурсов. В 2001 году сумма таких договоров составила 58 процентов от фактических поступлений по смете доходов и расходов в размере 1 687 549 тысяч рублей. В следующем году дорожным комитетом без проведения обязательных конкурсов было заключено договоров на сумму 653 560,7 тысячи рублей или 42 процента лимита всех бюджетных обязательств. В 2003 году размер средств Территориального дорожного фонда Ленинградской области, использованных с нарушениями требований федерального и местного законодательства, составил 195 532,01 тысячи рублей. В прошлом году необоснованное и нецелевое использование средств ТДФ превысило 110 миллионов рублей.

Комитетом также выделялись деньги на покупку дорожной спецтехники без всякого обоснования потребностей ее приобретения. Так, в 2001 году без технико-экономического обоснования в необходимости использования по направлению "Приобретение и восстановление дорожной техники..." была необоснованно: завышена смета на 796 тысяч рублей. А в нарушение требований Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и приказа Минстроя России "Об утверждении перечня работ, составляющих виды строительной деятельности, осуществляемы! на основании лицензии" осуществлял функции заказчика без соответствующей лицензии. Расходы бюджетных средств на эти цели в размере 6 миллионов 257,5 тысячи рублей оказались таким образом незаконными.

Возникает естественный вопрос об ответственности за нынешнее кризисное состояние дорожной отрасли Ленинградской области, нести которую, прежде всего, должно руководство профильного комитета. Реформа ДРСУ, объявленная губернатором области, выводит из-под влияния и контроля отдельных чиновников огромные государственные средства. Не в этом ли причина их сопротивления акционированию дорожных предприятий. Но нынешнее положение вещей совершенно не соответствует государственным нуждам и задачам области. По признанию вице-губернатора Григория Дваса, "при расценках на обслуживание дорог выше, чем у соседних регионов, наши ДРСУ единственные приносят убытки".

Игорь Тимофеев

Над тобой встают как зори нашей "Родины" надежды  »
Юридические статьи »
Читайте также