"Большой брат" доберется до Интернета

Российский сегмент всемирной паутины перестанет быть анонимным: с 1 июля доступ можно будет получить только после предъявления паспорта. Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные правительством России 23 января, вводятся в действие с 1 июля 2006 года .

Учет" всему голова

Сейчас услуги по модемному доступу предоставляются по Prepaid-картам - провайдер предлагает свои услуги (делает публичную оферту), а гражданин покупает карточку и активирует ее (акцептирует предложение). И все. С1 июля это будет незаконно. Кроме того, любой пользователь Интернета будет внесен в базу данных. Сначала абонент подает провайдеру заявление, в котором указывает все реквизиты, в том числе паспортные данные. Представители юридических лиц должны предоставлять свидетельство о регистрации и доверенность. Все эти сведения проверяются оператором и вносятся в договор.

Собранные о пользователях данные, включая как реквизиты, так и сведения о расчетах за оказанные услуги связи, о соединениях, трафике и платежах, будут доступны Федеральной службе безопасности (а иногда и МВД) в режиме on-line. Хранить ее операторы должны три года. Кроме того, с письменного согласия абонента эти сведения могут быть использованы самим оператором для оказания справочных и иных информационных услуг или передаваться третьим лицам.

Кто смотрел Playboy?

Используя сведения о пользователях Интернета, можно определять, кто пользовался тем или иным сайтом, какие страницы смотрел, кто писал на форумах под псевдонимом, пользовался бесплатной электронной почтой ("mail.ru" и другими), кто искал на просторах Интернета ту или иную информацию и так далее.

Использовать эту информацию можно в различных целях. Например, чтобы шантажировать семейного чиновника или бизнесмена, который на досуге полазил по порносайтам. Или включить в список подозрительных россиян тех, кто по тем или иным причинам искал информацию об изготовлении самодельных взрывных устройств, пользовался сайтом ЦРУ или зачитывался информацией про Ходорковского...

Проблема защиты данных о пользователях Интернета касается не только России. Например, Министерство юстиции США потребовало от владельца портала Google предоставить информацию обо всех сделанных в июне - июле поисковых запросах, а также об интернет-адресах, с которых эти запросы были сделаны. Документ сделан в соответствии с законом о борьбе с детской порнографией, с доступом детей к материалам сексуального характера и так далее. Руководство Google сочло это требования неприемлемыми, так как связало их с нарушением обязательств компании о конфиденциальности. Даже после того, как правительственная структура уменьшила свои аппетиты, ограничившись требованием передать лишь тексты пользовательских запросов (без указания сведений о клиентах), оно было отклонено. В ближайшее время спорный вопрос будет решаться судом в Калифорнии.

Рекламодатели в плюсе

Однако от идентификации пользователей могут выиграть владельцы сайтов и рекламодатели. Применение технологий оценки аудитории позволяет оценить, из какого города приходит посетитель сайта, сколько раз, какую операционную систему использует, разрешение экрана и другие технические параметры компьютера. Но никакие счетчики не могут определить возраст посетителя, его социальную группу(руководитель или домохозяйка), пол и многие другие параметры.

Если провайдеры будут делиться базами данных, то рекламные агентства смогут проводить уже не анонимные, а персонифицированные оценки посетителей. Даже если большинство клиентов не согласится раскрывать свои сведения, провайдер может сделать это либо нелегально, либо указав "согласие" обязательным условием договора. В любом случае бестселлером на рынках пиратских дисков уже в этом году может стать база данных "Пользователи Интернета Санкт-Петербурга".

Антон Кошелев

"Холода пробудили от спячки а не погрузили в нее" Константинов, ответьте!  »
Юридические статьи »
Читайте также