Подайте на здоровье в валюте Взять в долг у государства на лечение за границей может каждый, кому не помогли в России

Господа, вы верите в сказки? В то, что сказку можно сделать былью? Не пробовали? А дерзнуть не хотите?

Довольно давно, а именно 21 января 1995 года, Правительство Российской Федерации издало постановление "О финансировании в иностранной валюте лечения граждан Российской Федерации за границей" (в него постановлением Правительства Российской Федерации N 49 от 1 февраля 2005 года были внесены изменения, но не по существу, а только относительно новых наименований учреждений ). А потом, спустя восемь с половиной лет, 1 августа 2003 года, Министерство здравоохранения не издало приказ N 328 "Об организации деятельности по направлению граждан Российской Федерации на лечение за границей" и не утвердило Положение "Об организации деятельности по направлению граждан Российской Федерации на лечение за границей". Вот тут-то, оказывается, и собака зарыта.

Согласно пункту 2 этого положения на лечение за границей могут быть направлены граждане Российской Федерации, нуждающиеся в лечении, в отношении которых были использованы все разрешенные в нашей стране методы лечения, при условии, что за границей имеются другие методы, используемые для лечения данного заболевания и не применяемые в России. Список заболеваний, при которых человек может рассчитывать поехать лечиться за границу, не утверждался, этот вопрос решается в индивидуальном порядке. Но не спешите бежать и оформлять визу в приглянувшуюся страну.

Целесообразность направления граждан Российской Федерации на лечение за границей определяет Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию. При необходимости для решения вопроса о целесообразности могут приглашаться ведущие специалисты научных и образовательных учреждений Минздравсоцразвития России, РАМН и РАН.

Претенденту на лечение за границей или его родственникам усилий для осуществления цели придется приложить немало, потребуются и некоторые расходы (например, на ксерокопирование, оплату переводов), к тому же, думаю, не обойдется и без любимых чиновниками бюрократических проволочек. Но если вас это не останавливает, а силы и время позволяют, то начинайте марафон. Лишь бы на пользу пошло.

Итак, шаг первый. Вам нужно получить подробную выписку из истории болезни, содержащую все необходимые данные о состоянии здоровья гражданина, проведенных обследованиях и лечении. Затем перевести ее на английский язык. И выписку, и перевод нужно сделать в двух экземплярах. Следующий шаг - получение заключения главного специалиста Минздравсоцразвития России соответствующего профиля о том, что в отношении данного больного использованы все разрешенные в Российской Федерации методы лечения и ему показано лечение за границей, так как там имеются иные методы, не применяемые на родине.

После этого нужно обзавестись заключением соответствующего структурного подразделения Минздравсоцразвития России, которое ведет Реестр разрешенных к применению в Российской Федерации медицинских методов лечения, о том, что используемые за границей методы не применяются в Российской Федерации. (На мой взгляд, в положение следует внести изменения, позволившие бы вместо двух очень похожих заключений обойтись одним - и деньги бы сэкономили, и время, и усилия.) Но это еще не все. Требуется ходатайство руководителя органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации (то есть города, области, автономной республики) на имя министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации о необходимости лечения за рубежом.

И наконец, нужно заручиться гарантийным письмом об оплате в рублях расходов в иностранной валюте, связанных с лечением конкретного гражданина Российской Федерации за границей. Кто должен выдавать такое письмо, из текстов приказа и постановления не совсем ясно. Сказано лишь, что "гражданин... или его представитель предоставляет... гарантийное письмо...". Именно этот (6.5.) пункт положения может оказаться подводным рифом, о который рискует разбиться ваше намерение получить необходимую медицинскую помощь за рубежом на средства родного государства. Пункт 6.5. -принципиальный в положении, и двойственное толкование этого документа возникает в отрыве от других нормативных актов по этому вопросу. Поэтому чиновники, которые, как известно, и пограмотнее, и похитрее обычных граждан (тем более что речь идет о больных людях либо их взволнованных и нервных родственниках), при встрече с вами непременно сошлются не на пункт 6.5 документа от 2003 года, а на пункт 3 документа от 1995 года, где сказано,что Минздрав должен определить размеры соотношения курса рубля к иностранной валюте, по которому в федеральный бюджет средства в рублевом эквиваленте будут вносить "граждане Российской Федерации, нуждающиеся в лечении, их родственники или (обратите внимание. -Авт.) заинтересованные организации".

Честно говоря, и по этим словам лично я бы посчитала, что "заинтересованными организациями" нужно считать комздравы (ну, не справились вы с лечением, так хоть к помощи иностранных коллег обратитесь, дабы имиджа не терять). Ничего подобного. Скорее всего, вам скажут, что заинтересованные лица - это спонсоры либо страховые компании, продавшие пациентам полисы добровольного медицинского страхования.

Тогда в чем же заслуга государства? А в том, объяснят вам чиновники, что государство на некоторое время даст вам средства... в долг. Ну нет у вас на сей час большой суммы в валюте, а вам - пожалуйста, возьмите на некоторое время. Закономерно встает вопрос: а зачем правительству РФ и Минздраву вообще было огород городить? И так ведь ясно: есть деньги - езжай и лечись где хочешь и не надо несколько месяцев с протянутой рукой по инстанциям ходить. Но ведь, как известно, что если у тебя нет сегодня в валюте, то не исключено, что и завтра в рублях не окажется. И тогда к государству обращаться бесполезно?

Но похоже, что наше государство и правительство считают иначе. Так пусть они посыплют голову пеплом и официально заявят, что их благими намерениями дорога в рай вымощена, но и только. И что и Приказ Минздрава N 328 от 1 августа 2003 года, и Постановление правительства N 69 от 21 января 1995 года - циничные игры в якобы милосердие.

Ну, а раз мы считаем, что вышеуказанные документы принимались в наших интересах, то те, кто еще не разуверился в искреннем намерении и здравом смысле упомянутых нормативных актов, все собранные документы должны представить в Минздравсоцразвития, специальная комиссия которого выносит решение о направлении гражданина Российской Федерации на лечение за границей. Но даже если вопрос решится в вашу пользу, выбрать страну и клинику вам все равно не разрешат: подбором зарубежных медицинских учреждений занимается Минздравсоцразвития и эту свою функцию пока делить ни с кем не хочет. Оно же ведет переговоры с иностранными медицинскими учреждениями об условиях приема на лечение гражданина России. И оно же оформляет документы на выезд как самого человека, нуждающегося в лечении, так и, в случае необходимости, сопровождающего его лица.

Данные правила распространяются только на граждан Российской Федерации. Лица, проживающие в России даже на законных основаниях, но не являющиеся гражданами страны, вышеизложенным правом пока не наделены.

P. S. Автор и редакция газеты "Тайный советник" будут очень признательны всем читателям, которые сообщат нам о результатах своих попыток или попыток своих знакомых воспользоваться нашей консультацией. Просим свои отклики присылать по электронной почте: gazeta@investigator.ru или обычной почте: 191023, Санкт-Петербург, улица Зодчего Росси 1/3, 6-й подъезд.

О том, удалось ли нашим читателям реально воспользоваться данным правом, мы непременно сообщим на страницах нашей газеты.

Людмила Петрова

А водители "крайслеров" - против  »
Юридические статьи »
Читайте также