Я наших генпланов люблю громадье появятся ли в Петербурге небоскребы, намывные острова и знаменитые архитекторы?

В обществе нарастает интерес к тому, как строят в Петербурге, а еще больше к тому, как и что будут строить в Петербурге. Сможет ли разрешить споры принятие закона о Генеральном плане Петербурга? Об этом мы спросили главного архитектора города Александра Викторова.

Вечная работа над планом

- Какой самый серьезный конфликт во время обсуждения Генплана ?

- Жители обращались с письменными протестами против строительства развязки - съезда с кольцевой дороги на Дачный проспект. Мы объяснили: этот проспект еще 30 лет назад заложили шестиполосным в расчете на строительство развязки. Шумозащита должна обеспечить комфортные условия для жителей близлежащих домов.

Много вопросов было по зеленым насаждениям, треть депутатских предложений была принята. Иногда приходилось объяснять, если на карте показаны сплошные (так требует закон) участки красного цвета, то есть жилая застройка, это вовсе не означает, что внутри кварталов не будет зелени, но внутриквартальная зелень - не уровень Генплана. Это документ общественного согласия.

- Была идея снести стадион около телебашни. Удалось его спасти?

- Было предложение переиграть это место в деловую зону для более эффективного коммерческого использования. Комиссия по внесению поправок в Генплан сказала "нет" и оставила там спортивное назначение.

- Петербургу особо некуда развиваться. Город останется в нынешних границах или возможно забрать что-нибудь у области?

- Взаимопроникновение неизбежно будет. Кудрово юридически находится в области, но строится как район Петербурга. В Колпине граница иногда проходит внутри одного квартала. Экономика потребует единого подключения к инженерным сетям. Существуют соглашения между городом и областью по мусороудалению и захоронениям. Мы решаем все вопросы с областными коллегами в рабочем порядке.

- Генплан принят. Но это только общий документ - что будет дальше?

- Мы первыми делали Генплан по новому федеральному законодательству . Там, мягко говоря, прописано не все. Целыми днями работаем над двумя документами - планом реализации Генерального плана (он принимается постановлением городского правительства) и Правилами землепользования и застройки (принимаются городским законом). Правила будут готовы к началу весны, согласования и общественные обсуждения займут времени в несколько раз больше. Сейчас маракуем, как в 17 районах и 111 муниципальных образованиях провести слушания, на них по закону отводится две недели. В 2006 году правила должны пройти три чтения в ЗакСе. При этом законодатель так и не пояснил, чем отличается функциональное зонирование в Генплане от территориального зонирования в Правилах застройки.

- А как вы понимаете разницу?

- Если в жилой (функциональной) зоне предусмотрена высота 9 этажей, то на въезде в нее могут быть две башни в 20 этажей - это территориальная подзона.

- Что будет после принятия Правил застройки?

- Дальнейшая детализация - градостроительное зонирование и градостроительные регламенты земельных участков. Регламенты будут делаться в течение всего времени существования этого Генплана. Это вечная работа.

- И кто будет ее делать?

- Создано ГУ Генплана, оно подрядит необходимых специалистов. На мой взгляд, все планировочные работы должны проходить через это ГУ, чтобы все документы "сшились" в соответствии с Генпланом. Там формируется единый градостроительный банк данных и создается архивное управление.

- Петербург по Генплану - туризм, промышленность, транспорт и т. д. Разве такое возможно совместить?

- Венеция в нашем представлении - чистый туризм. Но отойдите чуть в строну от Большого канала - европейские жилые дома, эллинги, порт, заводы и прочее. Петербург намного больше, ему суждено быть универсальным городом-садом и городом-портом.

Высоты и высотки

- Планы строительства высоток "Балтийской жемчужины" и "Газпрома" разбудили дискуссию о допустимой высоте зданий в Петербурге. На ваш взгляд, как высоко у нас можно строить?

- Главная высотка в "Жемчужине" - 180 метров определяется бюджетом всего проекта. Она уместна как в жилой, так и в общественной зоне. Такое здание наверняка будет общественным, а не жилым. Что касается 300-метровой высотки "Газпрома", переговоры только начинаются.

- Предельной высота зданий в Петербурге будет ограничена?

- Известный архитектор Рэм Кулхаас, представляя свой проект на "Балтийской жемчужине", сказал, что, в отличие западных городов, Петербург не тянется вверх, это его преимущество. Мы работаем над высотным регламентом. В историческом центре сложилась основная высота - 23,5 метра, но шпиль Петропавловского собора - 122 метра, это высотный ориентир. По нашему предложению традицию надо поддерживать. Средняя разрешенная высота будет уступами нарастать по мере удаления от центра. Но ориентиры обязательно должны "протыкать" среднюю отметку. Чем дальше - тем выше. Вероятно, в том же историческом соотношении 23,5 к 122.

- Какую высоту жилого дома вы сами считаете комфортной?

- Самое гуманное жилье - пять этажей. Оно позволяет видеть дерево из окна и здороваться с соседями. Не говоря уже о том, что не нужны запасные лифты и станции перекачки воды. Пока коммерция диктует либо один этаж, либо 25, хотя есть расчеты, что малоэтажная застройка может давать плотность не ниже многоэтажной. Расстояния между высотками съедают много места.

- А высота потолка?

- Американский стандарт, продиктованный экономией материалов и труда, - 250 см. Выше - для людей богаче среднего класса. Для нас психологически приятно - 320 см, но экономически - это перебор. То, что мне приносят на утверждение: если недорогое жилье - 270 см, если комфортное - 3 метра.

- В чем интерес города от строительства китайского квартала, то есть "Балтийской жемчужины"?

- Во первых, комфортное жилье общей площадью около 1 млн кв. метров. Во- вторых, китайцы объявили о расширении общественной части проекта до 500 тысяч кв. метров. Ясно, что при указанном соотношении, создается досуговый центр для всего Петербурга. В-третьих, гостиницы, в-четвертых, магазины для тех, кто едет на южный берег залива.

- Недавно китайцы сместили жилье в глубь участка, выдвинув общественные здания на берег залива. Зачем это они?

- Они намерены начинать строительство с общественных зданий на выгодном месте. Крупный торговый и досуговый центр привлекут тех, кому интересно жить именно здесь.

- На карте Петербурга, которую показывали депутатам, перед "Жемчужиной" и еще в нескольких местах в дельте Невы серым цветом нарисованы какие-то острова. Что это?

- Страшная тайна! Это намывные территории, перспектива за расчетным сроком Генплана (после 2015 года).

- Но они же вид на залив закроют.

- Мы заранее предупреждаем, что такое возможно.

- Это касается и "Морского фасада" на Васильевском острове?

- Для начала замечу, что за много лет существования жилой застройки в западной части острова прибрежная полоса так и не обжилась. Гаражи не в счет. Генплан предлагает засыпать прибрежную полосу, создать зеленую зону и пустить в неглубоком тоннеле (на уровне нынешнего дна залива) Западный скоростной диаметр. Фарватеры он пересечет, выйдя на поверхность, с помощью высоких неразводных мостов.

- Что будет в самом "Фасаде"?

- Все. Морской терминал "садится" напротив устья Смоленки. Жилье - на юге, общественные зоны потянутся к терминалу. Мне нравится идея изрезать береговую линию искусственными фиордами, куда можно швартовать небольшие суда. В условиях пробок это самый быстрый транспорт.

- Но у нас же не Амстердам?

- Уверен, что около "фиордов" появится комфортабельное жилье.

- Раз заговорили о транспорте, почему при такой плотной сети железных дорог в Петербурге не планируется того, что по-немецки называется s-bahn (городская электричка)?

- Все железные дороги у нас тупиковые, Нева мешает. Будем развивать метро и скоростные трамваи.

Звезды и конкурсы

- В прошлом вы были архитектором Петроградского района. Там обычная картина: брандмауэр с пробитыми против пожарных правил окнами и скверик внизу. С этими "скверными лакунами" собираются что-то делать?

- Самый известный пример - Каменноостровский проспект, 26 - 28. На мой взгляд, решение проблемы - постройка дома "тонкой пленочкой" в форме буквы "П" с курдонером по центру. Это позволит сохранить зелень и получить коммерчески выгодную застройку.

- Этот метод универсален для всего центра города?

- В каждом случае надо решать отдельно. Где-то незастроенные участки надо сохранять, где-то застраивать. На Большом проспекте Петроградской я скорее за фасадную застройку. Большой, на то и Большой.

- А как дела с набережной Европы?

- Затишье. Один раз ко мне приходил заказчик, там до проекта еще далеко. Между тем, это последний участок в центре города с такой коммерческой перспективой.

- С градостроительной точки зрения, что должно быть в здании Сената-Синода?

- Либо представительские функции, либо - коммерческие, лучше в течение 24 часов.

- То есть в историческом центре должны преобладать круглосуточные магазины и досуг. Тогда чиновников надо тоже оттуда выселить?

- Не хотелось бы уезжать с "Ватрушки" (площадь Ломоносова, где расположен комитет по градостроительству).

- Но уже озвучен план собрать все комитеты на месте бывшего 4-го трампарка?

- В приемные дни парковочных мест не хватит! Если серьезно, то городские чиновники должны работать в одном месте.

- Есть вероятность появления в Петербурге современной архитектуры - своего квартала де Фанс как в Париже или Сони-центра как в Берлине?

- Сейчас появились проекты современных досуговых центров, там бывает интересная архитектура. Причем совсем не обязательно приглашать иностранцев. Исключение составляют объекты, которые не имеют аналогов в России.

- Например?

- Будущий стадион "Газпром-арена". Нам не сделать всю его технологию.

- Этот стадион может быть круглогодичным?

- Нужно как в Манчестере построить раздвижную крышу. Кстати, комитет по градостроительству настаивает, чтобы комплекс стадиона включал развлечения и торговлю на все 24 часа.

- Как будет расположен стадион?

- На осях нынешнего стадиона имени Кирова. Судьбу насыпного холма не знаю. Глубина залива западнее стадиона всего порядка 20 см. Генплан предполагает намыть участок и провести по нему Западный скоростной диаметр.

- Есть спор - нужно проводить на такие объекты конкурсы или проще обходиться без них.

- Хорошие здания можно получать только в результате конкурсов. Пока заказчики чаще стремятся сэкономить, не понимая самоценность архитектуры. Для строительства зданий в центре - конкурсы должны быть обязательными. Если объект находится в собственности, то хозяева уже созрели и сами предлагают конкурс. Если проект инвестиционный, то постановление городского правительства устанавливает жесткие сроки его реализации. Они не позволяют проводить конкурсы.

- Мировых звезд архитектуры надо звать персонально или приглашать к участию в конкурсе?

- Они сами заинтересованы в состязаниях.

- В каких, например

- Например, в конкурсе на освоение Новой Голландии.

Вадим Шувалов

Работа над ОСАГО продолжает продолжаться почему правила автогражданки изменились так мало?  »
Юридические статьи »
Читайте также