Бюджет новый проблемы старые?

Вчера Законодательное собрание начало новый парламентский сезон, первые месяцы которого по традиции будут посвящены работе над городским бюджетом на 2006 год .

Общие -"контуры" нового бюджета, впрочем, уже понятны.

Предполагается, что доходы города в будущем году составят около 135 млрд рублей, расходы - около 143 млрд руб., дефицит - около 8 миллиардов рублей. Если сравнить с показателями нынешнего года, получается, что доходы вырастут на 12,5%, расходы - на 10,8%. Что касается затрат по отдельным отраслям, то они таковы. 25,3 млрд рублей - на образование, 24,9 миллиарда - на здравоохранение и физическую культуру, 20,3 млрд - на ЖКХ, 14,4 миллиарда - на социальную политику. 27,3 миллиарда рублей направят на адресную инвестиционную программу. И еще 2,3 млрд руб. пойдут на обслуживание государственного долга, который превысит 22 миллиарда рублей и вырастет на 36% по сравнению с долгом нынешнего года.

Общий рост бюджета, таким образом, оказывается меньше, чем в прошлом году (тогда бюджет вырос более чем на 30%), да и отраслевые показатели растут не на такие уж большие величины - близко к индексу инфляции, которая запланирована на уровне 8,5%.

Финансовые загадки

Какие проблемы обещает новый бюджет (и новый финансовый год)?

В прошлом году 30-процентный рост бюджета совпал с печально известной монетизацией . Казалось бы, столь существенное увеличение городских доходов должно было позволить установить, например, компенсации для льготников на вполне адекватном уровне. Однако этого не произошло. Всем еще памятны бурные дискуссии в Законодательном собрании о величине компенсаций и установление их, мягко говоря, в скромных размерах. Почему? Якобы нет денег. И даже для того, чтобы компенсации, выделенные пенсионерам, ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам репрессий, увеличить на мизерные 50 рублей, понадобилось сокращать зарплаты всем городским чиновникам. При этом остается загадкой, куда же в таком случае "провалились" дополнительные десятки миллиардов рублей, на которые увеличился городской бюджет...

В нынешнем году, как уже сказано, рост бюджета невелик и уже сейчас понятно, что ожидать какого-либо -"прорыва" в социальной сфере не приходится. По Бюджетному кодексу все законы, устанавливающие те или иные дополнительные расходы города, должны быть утверждены до принятия бюджета в первом чтении. И судя по тому, что законопроекты, которые бы увеличивали упомянутые компенсации для льготников, даже не внесены, размер этих компенсаций в будущем году не увеличится. Так и будут получать: труженики тыла - по 500 рублей, ветераны труда и жертвы репрессий - по 350 рублей. Заметим: в питерском законе "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" год назад записали: "размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в порядке и сроки, установленные Правительством Санкт-Петербурга". О принятии такого решения городского правительства ничего не известно...

Квартплата и транспорт подорожают

Еще одна проблема, неразрывно связанная с бюджетом, - работа системы ЖКХ и городского транспорта. Квартплата с августа уже увеличилась , а в августе 2006 года вырастет еще раз (соответствующее повышение уже предусмотрено городским законом). Не исключено, впрочем, что это повышение не станет единственным: только что российское правительство утвердило "федеральные стандарты" предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2006 год , к которым придется "подтягиваться".

В среднем по России этот "стандарт" составит 41,6 рубля на квадратный метр общей площади в месяц, для Петербурга - 34,8 рубля. Иначе говоря, тем, кто имеет, скажем, 60-метровую двухкомнатную квартиру, придется платить чуть более 2 тысяч рублей в месяц, за 70-метровую трехкомнатную - более 2,4 тыс. рублей. И еще нам обещают плату за капитальный ремонт из расчета 3,2 рубля за квадратный метр общей площади. Так что перспективы не радуют.

Что касается городского транспорта, то и он, скорее всего, подорожает - не позднее января. И хотя дотации для него в проекте бюджета сохранены, тарифы будут расти. Верный признак - уже происшедшее подорожание коммерческого транспорта: цены на маршрутки увеличились на два рубля. Говорят, бензин подорожал. Но (автор не раз приводил соответствующие расчеты на страницах "СПб Курьера) рост "бензиновых" цен на рубль ведет к росту себестоимости провоза одного пассажира маршрутки не более чем на 20 копеек! Бензин с начала года подорожал на два рубля - значит, экономически обоснованное подорожание никак не больше 40 копеек. Все прочее - сговор монополистов "маршрутного" рынка, среди которых первую скрипку играют ГУП "Пассажиравтотранс" (наряду с социальными автобусами предприятие является также крупнейшим владельцем коммерческих) и "Третий парк".

Затраты частных автовладельцев вырастут в будущем году не только потому, что дорожает бензин. Увеличится и транспортный налог - соответствующий законопроект уже одобрен не только городским правительством, но и Бюджетно-финансовым комитетом ЗакСа. Согласно ему с 1 января будущего года на 2 рубля за 1 лошадиную силу увеличиваются ставки транспортного налога для владельцев автомобилей мощностью от 100 до 150 л. с. Правда, уменьшаются налоговые ставки на грузовые автомобили мощностью свыше 250 л. с. со сроком полезного использования до 5 лет, что, по словам заместителя председателя Комитета финансов Сергея Демина, "стимулирует владельцев транспортных предприятий обновлять парк грузовиков".

"Корзина" на пять лет?

В свете всего этого понятно, что городские власти вынуждены идти на увеличение "потребительской корзины" (набора минимально необходимых гражданам товаров и услуг) и ее стоимости - прожиточного минимума. До 1 января 2006 года Комитет по труду и социальной защите должен будет разработать новую потребительскую корзину. Уже имеется законопроект , по которому величина прожиточного минимума на душу населения устанавливается правительством города на основании потребительской корзины, расходов по обязательным платежам и сборам и данных петербургского отделения Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен на продукты питания и непродовольственные товары и услуги. Вопрос лишь в том, как часто будут пересматривать "корзину". Губернатор Валентина Матвиенко пока что не поддержала предложение председателя Комитета по труду и социальной защите Александра Ржаненкова - переутверждать потребительскую корзину не реже одного раза в два года, заявив, что "не надо вступать в противоречие с федеральным законом ". Заметим, впрочем, что если напрямую следовать этому закону, то потребительскую корзину можно пересматривать лишь один раз в пять лет...

И последнее. В 2006 году, как и прежде, сохраняется все та же "коллективная поправка", дающая депутатам городского парламента право вносить предложения по расходованию бюджетных средств. Депутатская "квота" составит 36 млн рублей (1,3 млн долларов).

Борис Вишневский, ведущий рубрики

Цветы можно, а баню нельзя  »
Юридические статьи »
Читайте также