Лоббизм: За чистую водицу нас изрядно обчистят

В июне 2002 года депутаты петербургского парламента с редким для той поры единодушием узаконили две целевые программы общегородского масштаба — «О завершении строительства Юго-Западных очистных сооружений» и «Строительство завода по сжиганию осадка сточных вод на Северной станции аэрации». На прошлой неделе парламентарии практически единогласно внесли в эти документы представленные Смольным изменения. Незначительные финансовые корректировки практически ничего не меняют, но возрождают прежние сомнения, которые, однако, благополучно миновали мудрые головы наших избранников.

Два с половиной года назад администрация Владимира Яковлева постаралась преподнести эти программы как эпохальную веху в развитии водно-канализационного хозяйства Петербурга. Размах строительства не мог не впечатлять. В частности, на доводку Юго-Западных очистных сооружений (ЮЗОС), превратившихся в долгострой, планировалось привлечь инвестиций на 170 млн. евро. С парламентской трибуны прозвучали торжественные обещания уже через пару лет стерилизовать чуть ли не все городские стоки. Ораторы клялись возвести очистные сооружения и завод по сжиганию осадков исключительно за счет внебюджетных средств.

Уже в ту пору некоторые депутаты, имеющие обыкновение читать рассматриваемые законопроекты, серьезно усомнились в филантропическом характере этих бизнес-проектов. В обеих программах черным по белому записано, что «финансирование мероприятий» может осуществляться из петербургского бюджета «в случаях и условиях», указанных в трехстороннем соглашении между городской администрацией, «Водоканалом» и неким шведско-финским консорциумом. Только за погашение кредитов, займов и средств инвесторов нашим скандинавским благодетелям причиталось 116,8 млн. евро. Проценты и дивиденды на вложенный капитал должны принести им еще 132,2 млн. дензнаков единой валюты Старого Света. В петербургском бюджете таких денег просто нет. Кому придется расплачиваться за очередные стройки века, без труда читалось в статье 3, которая в обеих программах написана под копирку: «Тарифы на коммунальные услуги водоснабжения и канализации устанавливаются, если иное не предусмотрено действующим законодательством, с учетом необходимости выполнения мероприятий программы…». Тайное стало явным вскоре после узаконивания программ. «Водоканал» и его смольнинские кураторы уже не отрицают, что неуклонный рост водно-канализационных тарифов не в последнюю очередь связан со строительством очистных сооружений и завода.

За два с половиной года немало воды утекло и в Смольном, и в Мариинском дворце, но «песни о главном» преимущественно старые. Вот и вице-губернатор Михаил Осеевский, выступая перед депутатами ЗакСа, отметил значимость «двух важных проектов, связанных с улучшением качества жизни в городе». Он особо подчеркнул, что подтягивание Петербурга «к мировому уровню водоснабжения и водоотведения» происходит с участием ряда иностранных банков и фондов, с использованием заморских грантов. По словам г-на Осеевского, ЮЗОС войдет в строй уже осенью с. г., а завод по сжиганию стоков — в 2007 году. Достройка очистных сооружений вроде бы даже обойдется немного дешевле, чем планировали (финансирование программы возрастет, но уменьшится стоимость выкупа ЮЗОС в собственность города), за счет увеличения объема безвозмездных грантов. С заводом на Северной станции аэрации картина куда менее радужная: финансирование программы возрастает с 38,5 млн. до 90 млн. евро, а выплаты по кредитам и займам — с 50,3 млн. до 112, 9 млн. Надо ли объяснять, кому придется расплачиваться за «существенное усложнение технологий»?

Хорошим примером сотрудничества властей с банками и другими партнерами назвал реализацию этих программ глава депутатской комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Михаил Амосов. Однако то, что так привлекательно для властей, банков и «других партнеров», вряд ли обрадует горожан. Ведь гасить кредиты придется аж до 2017 года в том числе (а быть может, и главным образом) за счет систематического повышения «водяных» тарифов. Примечательно и то, что ни один народный избранник не обратил внимания на фактический отказ юридического управления ЗакСа дать заключение об обоснованности корректировки обеих программ. То, что в нарушение закона она производится уже после принятия городского бюджета, — еще полбеды. Зачинатели и толкачи двух проектов даже не удосужились представить сведения о расходовании бюджетных средств по линии этих программ...

Упорно поговаривают, что и после ввода в строй дорогостоящих очистных сооружений в наших кранах едва ли потечет кристально чистая вода. Руководители «Водоканала» все чаще сетуют на изношенность труб. Видимо, эти экивоки следует расценивать, как деликатный намек на то, что петербуржцам неплохо бы скинуться на очередной грандиозный проект «улучшения качества жизни в городе».

Михаил Кореневский

Помощь бизнесу сократят  »
Юридические статьи »
Читайте также