Малое дело и большие хлопоты

Правительство города утвердило концепцию развития и поддержки малого предпринимательства. На фоне непрекращающихся административных репрессий в отношении последнего эта розовая декларация с самого начала вызвала весьма скептическое отношение как у самих чиновников (кулуарно), так и у независимых экспертов.

Те же меры: вид сбоку

"Такой концепции у города еще не было!" - гордо заявляют ее разработчики из Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). Остается, правда, неясным, почему они отказывают в памяти законодательным подвигам прошлых лет. Например, городскому закону 1996 года "О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в СПб", который обязал городские власти ежегодно выделять на поддержку малого бизнеса до 1% горбюджета.

Впрочем, по словам сотрудников КЭРППиТ, работавших еще при предыдущем губернаторе, этих денег малые предприниматели долгое время не видели. Лишь в 2000 г. в бюджетной росписи наконец-таки появилась отдельная строчка "на поддержку и развитие малого бизнеса". Тогда и выделили реальные 27,5 млн. руб.

В 2002 году губернатор Владимир Яковлев озаботился развитием правового подспорья для малого бизнеса и утвердил трехлетнюю "Целевую программу по поддержке малого предпринимательства", под которую были выделены 168 млн. бюджетных рублей. Правда, с каждым годом денег на нужды малого бизнеса давали все меньше... К примеру, в нынешнем году в программе написали, что выделят лишь 40 млн., а потом подумали и исправили - на 20. Одним словом, малому бизнесу так и не удалось попасть в разряд бюджетных приоритетов.

Может ли малая курица нести большие яйца?

Ныне в городском правительстве, как и положено любой уважающей себя бюрократической команде, существует группа "молодых реформаторов". И вот, на последнем правительственном заседании один из них - глава КЭРППиТ Владимир Бланк заявил, что возлагает на малый бизнес серьезные финансово-экономические надежды.

По подсчетам смольнинских экономистов, петербургские мелкие предприниматели в 2004 году отдадут в городскую казну примерно четверть всех налоговых рублей: "А к 2008 году мы увеличим поступления до 40%, долю же в общем объеме выпуска продукции - до 45%".

"Для нас важно повысить производительность труда, увеличить налоговые сборы и убедить бизнесменов начислять легальные зарплаты", - суммирует приоритеты Владимир Бланк, давая тем самым понять, что основная цель вскармливания курицы "малого бизнеса" в том, чтобы как можно скорее заставить ее нести в бюджет "золотые яйца".

"Во всем цивилизованном мире чиновники сражаются не за нормы налоговых отчислений, а за новые рабочие места, - прямо на заседании позволил себе поставить под сомнение "налогоориентированный" подход к малому бизнесу глава Фрунзенского района Всеволод Хмыров. - Оптимизировать налоговые поступления и легализовать зарплату - задача совсем не правительства, а правоохранительных и налоговых служб. Вообще, надо ввести более четкие критерии, иначе эта концепция так и останется пустой говорильней: деньги на поддержку выделят, но куда они пойдут в реальности, многие из нас так и не узнают".

То, что малый бизнес переживает в Петербурге далеко не лучшие времена, косвенным образом подтвердил сам Владимир Бланк, признавший, что за последние пять лет число занятых в малом бизнесе почти не менялось - "по объективным причинам". По каким именно, он скромно не уточнил.

Младоадминистраторы

Чиновники, впрочем, размышляют не только о налогах. Они также озабочены изменением структуры малого предпринимательства. "В таком городе, как Санкт-Петербург, должна увеличиваться доля малых предприятий, которые работают в области промышленности, услуг и науки. Но, к сожалению, большинство сегодня работают в торговле. Кроме того, есть отрасли, где малому бизнесу вообще не место, - угрожающе заключает финансовый вице-губернатор Михаил Осеевский. - Поэтому будем поддерживать предприятия более осознанно".

Это протекционистское и антилиберальное по духу мнение петербургского "младореформатора" не разделяют многие независимые аналитики. "Не дело власти менять структуру бизнеса! Целевая поддержка отдельных сфер экономики - явление ненормальное. Согласно Гражданскому кодексу РФ, предприниматель сам вправе на свой страх и риск решать, в какой отрасли экономики ему работать", - убежден старший научный сотрудник исследовательского отдела "Леонтьевского центра" Лев Савулькин.

К слову, обещанная Осеевским "более осознанная и целевая поддержка" обойдется городскому бюджету в 45 млн. руб. Из них большая часть (25 млн.) пойдет на адресное кредитование предприятий. Как объяснили "Делу" в КЭРППиТ, это значит, что деньги перечислят по конкурсу некоему хорошему банку, который и будет выдавать их бизнесменам-счастливчикам. Разумеется, этих денег не хватит на кредитование всех 630 тыс. предприятий и 120 тыс. индивидуальных предпринимателей города. Можно предположить, что в эту обойму точно попадут представители "приоритетных" отраслей, но вряд ли городские преференции получат мелкие предприниматели, занятые, к примеру, в торговле и транспорте. Кроме того, 10 млн. рублей петербургские чиновники отдадут на обучение бизнесменов.

Далеко не всех городских политиков и специалистов обнадеживает подобная идеология траты казенных средств, имеющая весьма отдаленное отношение к реальной поддержке малого предпринимательства.

"Малому бизнесу сегодня очень плохо, - признает депутат ЗакСа Михаил Амосов. - Но чиновники не стремятся помочь предпринимателям. В городе вообще нет производственных зон, где мог бы развиваться бизнес. Для их создания надо снять множество административных барьеров, обеспечить доступ предпринимателей к земельным ресурсам и недвижимости. А вот адресно кого-то кредитовать - совершенно не дело бюджета. Чиновники могут только раздать деньги своим друзьям, и вся помощь малому бизнесу на этом закончится".

Идея вкладывать деньги в подготовку кадров также вызывает возражения: "Учить вести бизнес, подготавливать кадры для малого бизнеса можно тогда, когда в этом секторе все остальные проблемы уже решены, - полагает Лев Савулькин. - Но в условиях, когда даже те мелкие предприниматели, которые умеют работать, не в состоянии вынести административный прессинг и неравную конкурентную борьбу с крупными игроками, бессмысленно готовить специалистов в области мелкого предпринимательства".

Итак, 35 миллионов рублей из 45, выделенных на поддержку малого бизнеса, судя по всему, имеют шанс быть попросту выкинутыми на ветер.

Что касается еще 10 млн. рублей, то их чиновники решили отправить на информационную и имущественную поддержку малых предпринимателей. В частности, по убеждению Бланка, очень важно поддержать малый бизнес социальной рекламой. Кроме того, в помощь начинающим предпринимателям в городе уже функционируют 16 консультационных центров. По статистике КЭРППиТ, за полгода туда обратились 1500 человек. Правда, лишь 300 из них - чтобы открыть новые компании. Зачем обращались остальные 1200, г-н Бланк сказать затруднился. Однако не преминул и здесь выявить позитивный ракурс: "Это говорит о том, что у нас - простая процедура регистрации, поэтому люди не считают необходимым консультироваться именно на начальной стадии".

Однако, как рассказал "Делу" председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Сергей Федоров, центры мало посещают совсем по другой причине: этим учреждениям город сегодня не выделяет ни копейки.

Но Бланк и тут не затруднился с комментарием: "Город профинансировал их создание в 2002-2003 годах. Но это коммерческие структуры, поэтому на жизнь они должны зарабатывать самостоятельно. Если часть из них работает неэффективно, то причем здесь администрация?!"

Возникает, правда, вопрос: зачем тогда выделять на материально-информационные нужды 10 миллионов рублей?

Резюме

Как бы то ни было, но, несмотря на множество критических откликов, концепцию поддержки малого бизнеса на правительстве утвердили. Малый бизнес в лице его губернаторского советника Сергея Федорова тоже поддержал проект: "У нас, конечно, проблем много. Но, думаю, уже года через два можно будет увидеть серьезные позитивные изменения".

Остается лишь добавить, что вся эта чиновная благодать расцветает на фоне героической обороны мелких предпринимателей от нападок городской администрации. На страницах "Дела" неоднократно рассказывалось о том, как крупные начальники теснят мелких бизнесменов в общественно-транспортной отрасли, в сфере мелкорозничной торговли. "Тем, кто сегодня занимается этим видом бизнеса, надо прижизненно памятник ставить. Их с утра до вечера проверяют различные чиновничьи инстанции - СЭС, пожарная служба. Их арендные договоры не гарантируют им спокойной работы: сегодня ты платишь арендную плату, а завтра тебя без объяснений выгоняют, - мрачно подытоживает Лев Савулькин. - Прежде чем сочинять подобные концепции, нужно иметь несколько исходных условий. Во-первых, создать прогнозируемые правила игры. Во-вторых, защитить предпринимателей от чиновничьего вымогательства - они ведь платят налоги и вправе рассчитывать на защиту государства! В-третьих, следует избавить мелких предпринимателей от слишком частых проверок разных служб.Уверен, когда правительство реально будет поддерживать этот сектор экономики, число занятых в данной области увеличится. А пока мы видим, что чиновники лишь утверждают многочисленные планы на бумаге".

В заключение - характерная деталь. На заседании городского правительства один из довольно важных чиновников, увидев в моих руках бумажную версию концепции, саркастически заметил: "Да не читайте Вы эту чепуху: не тратьте время! В городе экономика закреплена за конкретными монополистами, приближенными к власти. Никому нет дела до малого бизнеса!" А потом встал, вышел к трибуне и от души похвалил авторов концепции за их титанический, а также очень важный и полезный труд.

Оксана Попова

Гарантированные кредиты  »
Юридические статьи »
Читайте также