Третья попытка

Городские власти готовят новый вариант поддержки малого бизнеса.

Первые два полностью провалились. Сначала город хотел финансово поддержать фирмы, предложившие наиболее интересные проекты, и выделил на это почти 30 миллионов рублей. Деньги конкурсная комиссия распределяла со скандалами, обидами — ведь никто не знает, что такое «интересный проект». Финансовые подарки получили несколько десятков малых предприятий, предложивших самые обычные проекты — что-то там закупить для своих нужд, построить для своего производства какие-нибудь ангары. Все остальные посчитали себя обманутыми, но главное — никакого влияния на городской малый бизнес проедание бюджетных денег не оказало.

Ошибки первого варианта учли. На следующий год на программу выделили без малого 100 миллионов и решили потратить их на «создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса» — организацию сети консультационных пунктов для предпринимателей, издание различных справочников. Городские миллионы поделили между собой несколько предпринимательских союзов и разного рода фирмы, готовые бесконечно оказывать консультационные услуги. Когда нынешнее руководство комитета экономики посчитало расходы на консультантов и количество обращений к ним, выяснилось, что за каждый разговор штатного консультанта с предпринимателем или просто зашедшим с улицы любопытствующим город заплатил по 500 долларов.

Но, поскольку малый бизнес по-прежнему рассматривается как самая перспективная отрасль (половина трудоспособного населения так или иначе с ним связана), город готовит третью программу поддержки. Заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Сергей Зимин считает, что до сих пор государственной поддержки малые предприятия города фактически не видели, но настало время менять ситуацию. Комитет совместно с советом по малому бизнесу при губернаторе Санкт-Петербурга в первых числах июля выносит на рассмотрение правительства концепцию государственной поддержки этого сектора экономики. Одновременно разрабатывается законопроект и программа господдержки малых предприятий на 2005 год.

По мнению Сергея Зимина, ресурс для экстенсивного развития малого предпринимательства в городе исчерпан. Число фирм резко не вырастет. Для пополнения бюджета надо пытаться вытащить сектор из тени — на это и будет нацелена программа господдержки.

Программа должна состоять из двух блоков.

Первый адресован всему этому сектору и заключается в упрощении условий выхода и работы на рынке. Так, например, с тремя банками обсуждается вопрос о кредитовании малых предприятий под гарантии переуступки прав аренды (ценного имущества у малого бизнеса, как правило, нет). В комитете экономики формируется механизм квотирования доли малого бизнеса в городском заказе: максимальный процент участия в заказах муниципальных властей, меньше — в заказах районных администраций и совсем небольшая роль на правах субконтрактинга отводится малому бизнесу в исполнении крупных городских заказов.

Законом Санкт-Петербурга предлагается юридически квалифицировать действия государственных органов, препятствующих развитию малого бизнеса, как противоправные — это позволит привлекать к ответственности нерадивых чиновников.

Отдельно комитет экономики намерен согласовать с КУГИ порядок упрощенного перевода жилой недвижимости в нежилой фонд, исключение дискриминационных условий из договоров аренды с КУГИ и, что очень важно, продление рассрочки на выкуп арендуемых помещений малыми предприятиями до 6 — 8 лет (при нынешнем порядке выкупа за год помещения могут скупить только «олигархи»).

Второй блок сконцентрируется на адресных программах господдержки для трех категорий малых предприятий: предприятий на старте бизнеса, в период санации и инновационных предприятий. Чтобы получить государственные кредиты, льготы и преференции, от предприятий потребуют взаимности: открытой политики. На конкурсных условиях город выберет аудиторские компании, которые будут «вести» предприятия, включенные в адресные программы. В общем, хочешь поддержки — открой всю свою бухгалтерию.

Поскольку городу жалко денег, вложенных в создание консультационных центров, бюджет будет поддерживать некоторые из них (на конкурсной основе), но обяжет их доводить проекты до регистрации предприятий. Вновь созданным предприятиям будет открыт «зеленый коридор» для аренды помещений у города. В залог прав аренды все смогут рассчитывать на банковское кредитование.

Разумеется, предлагаемая программа не лишена идеализма, который погубил две предыдущие. Не приходится сомневаться, что в первую очередь льготами по бесплатной регистрации, по доступу к аренде, возможностью кредитования под залог аренды воспользуются не столько фирмы-новички, которым труднее всего, сколько преуспевающие коммерсанты, имеющие в таких делах опыт и штат юристов, которые отслеживают все законодательные новшества. В то же время нужно признать, что третий вариант в какой-то мере учел ошибки двух первых, во всяком случае, в нем не предусмотрено «дарения» казенных денег в обмен на расплывчатые обещания. Внесено принципиально важное новшество: требование полной прозрачности от фирм, претендующих на господдержку. Реальна и цель — не столько развивать этот сектор, сколько добиться выхода его из тени. К тому же принимаемые городом программы помимо прямого эффекта имеют опосредованный, но не менее важный: городское руководство демонстрирует, что малый бизнес — приоритетная сфера, пользующаяся покровительством, и это сигнал и предупреждение для чиновников и контролеров среднего звена, которые и являются административным прессом, выжимающим из малого бизнеса все соки.

Маргарита Белова

Приморский найдет безубыточные места Центр поддержки предпринимательства дал работу ученым  »
Юридические статьи »
Читайте также