Председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк: "Мы должны сосредоточиться на обучении предпринимателей"

Впервые, с 19 по 24 декабря, на сайте dp.ru газеты "Деловой Петербург" проходило интерактивное интервью председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимира Бланка.

В течение этих дней любой читатель мог задать свой вопрос. Как оказалось, предпринимателей Петербурга больше всего интересует, как будет оказываться поддержка малому бизнесу, сколько будет стоить земля, по каким принципам будет формироваться городской заказ. На все вопросы Владимир Бланк добросовестно ответил.

Сегодня мы публикуем ответы на самые главные из них. Полностью интервью опубликовано на www. dp.ru.

-- Какими критериями должна обладать фирма, которая хочет рассчитывать на участие в программе поддержки малого бизнеса?

-- Позиция правительства в данном вопросе следующая -- ни копейки никакому частному бизнесу государство давать не должно. В отношении малого бизнеса мы будем придерживаться следующих факторов.

Мы будем поддерживать существующую систему центров поддержки предпринимательства.

Мы заставим ее быть эффективной, с тем чтобы выделяемые бюджетные средства тратились не на обустройство офисов, а на то, чтобы была возможность оказывать услуги предпринимателям.

Я знаю, что сейчас там творится. На одной из своих первых пресс-конференций я говорил, что считаю вопиющим безобразием распределять средства подобным образом.

Во-первых, если разделить количество средств на число консультаций, окажется, что каждая стоит от $500. В Петербурге не так много юристов, которые за часовую консультацию могут получить такие деньги.

Во-вторых, сама по себе система неправильна. Что реально должно быть? Должен быть центр, который за бюджетные средства оказывает консультации конкретным предпринимателям. Все остальные безобразия, связанные с выделением средств, не должны иметь места. Сейчас мы провели ревизию районных центров поддержки предпринимательства. По ее итогам уже предъявлены претензии к одному из центров. Бюджет взыщет средства обратно.

Исходя из того, что у нас не так много денег на следующий год, мы должны сосредоточиться на обучении предпринимателей. Могу сказать, что большинство проблем в бизнесе возникает из-за низкого уровня подготовки.

Второе направление, которым мы будем заниматься, связано с открытием в городе программы "Сделано в Санкт-Петербурге". Это будет региональный бренд. Основной его задачей будет продвижение товаров на рынок. Для этого мы и должны использовать рыночные механизмы. Думаю, что это сильный ход.

Третья наша важнейшая мера, связанная с поддержкой малого бизнеса, -- это, конечно, реализация принятой сегодня концепции государственного заказа.

В ее рамках предусматривается публикация в СМИ, Интернете всех фактов, имеющих отношение к процедуре размещения государственного заказа. На мой взгляд, это самая действенная мера по поддержке малого бизнеса. В этот год мы потратим около 60 млрд рублей на государственные закупки. На следующий год бюджет Петербурга потратит еще больше. И часть этих денег должна быть, в хорошем смысле этого слова, освоена. И здесь, я думаю, малый бизнес покажет свою эффективность.

-- Какие конкретные шаги администрация Петербурга намерена предпринять в области совершенствования системы госзаказа, в частности, в сторону ее большей открытости?

-- Сейчас на эту тему существует очень много публикаций. Главное, что мы считаем, что под общественный контроль должны быть поставлены четыре важнейших фактора в процессе формирования государственного заказа:

1. Заказчик сформировал свою потребность, составил соответствующую техническую документацию, и этот факт о том, что бюджет хочет закупить его 1000 валенок по 100 рублей, должен быть опубликован.

2. Дальше начинается конкурсная процедура. Она заканчивается конкретным результатом, что именно эти валенки признаны. Этот факт должен быть тоже опубликован.

3. Следующий фактор -- это публикация информации по поводу того, с кем заключен договор и на каких условиях.

4. И последний фактор -- состав конкурсной комиссии.

-- Каким образом будет оказываться поддержка предприятиям при размещении заказов на поставки продукции для строительства федеральных объектов на территории Петербурга?

-- Мы будем заниматься лоббированием интересов бизнеса, расположенного на нашей территории. Мы будем добиваться от естественных монополистов, от крупных корпораций участия наших предприятий в конкурсных процедурах при размещении их заказов. В частности, РАО "ЕЭС" имеет огромную инвестиционную программу, далее -- оборонные заказы и федеральные строительные программы.

Губернатор города Валентина Матвиенко говорила об этом многократно, а также о том, что будет пользоваться всеми имеющимися политическими и иными механизмами, для того чтобы наш бизнес получал заказы.

То, что хорошо для промышленности и бизнеса, то хорошо и для нашего города. Потому что только в том случае, если власть будет проводить интересы конкретной промышленности, нас ждет успех.

Но здесь надо четко представлять, что если государство стремится национализировать доходы и приватизировать расходы, то бизнес сделает с точностью до наоборот. Бизнес старается национализировать расходы и приватизировать доходы. В этой ситуации нужен определенный баланс.

-- Предполагается ли, и если да, то каким образом дальнейшее развитие идеи переноса крупных промышленных предприятий из исторического центра города, в частности, с Васильевского острова, в промзоны на окраинах?

-- Да, планируется. Более того, с 2004 г. уже заявлены некоторые средства, с помощью которых мы предполагаем начать эту работу. В частности, есть 170 млн рублей на инженерную подготовку территории.

-- Изменится ли в ближайшее время система госзаказа, и если да, то каким образом? Как теперь будет проводиться конкурс на закупку лекарств для льготных категорий населения?

-- Раньше она состояла из комиссии главного распорядительного экспертно-промышленного совета, который согласовывал закупки у единственного источника. Сейчас эта схема изменена. Есть несколько комиссий, каждая из которых имеет свой лимит. Комиссия главного распорядителя -- до 5 млн, восемь комиссий по типам товаров и услуг -- 50 млн и правительственная. Дальше, обязательная публикация всех фактов, касающихся госзаказа, а именно -- формирования, размещения и заключения контракта.

-- Как вы намерены регулировать цены на жилье, учитывая Ваши планы по увеличению стоимости земли? В частности, на квартиры в элитных районах? И вообще, намерены ли Вы это делать?

-- Администрация никоим образом не намерена регулировать цены на жилье. Жилье -- это рыночный товар, и цены на него должен устанавливать рынок.

Администрация будет влиять на следующее: территория города должна быть жестко отзонирована. Зонирование -- это определение функционального назначения земли и создание условий, когда рыночная цена имеет возможность быть установленной справедливым образом. Земля должна стоить дорого в центре города, повторю еще раз. На окраинах и в отдаленных районах города цены будут снижаться.

В долгосрочной перспективе все жители города заинтересованы в том, чтобы стоимость недвижимости постепенно росла. Недвижимость -- это эффективный способ сбережения капитала и инструмент привлечения инвестиций.

-- ...На рынке сегодня есть потребность в компаниях, развивающих новые рынки, т.е. новые продукты и новые технологии. Но кто будет помогать этим будущим "звездам"? Банки -- нет, они очень забюрократизированы и вряд ли будут заниматься неясными и высокорискованными проектами...

-- Как бывший банковский сотрудник, могу сказать, что не согласен с суждением, что банки забюрократизированы. Это не соответствует той динамике, с которой банки вкладывают деньги. Сегодня проблема России не в деньгах, а в грамотно подготовленных кадрах. Государство здесь единственно чем может помогать -- это путем подготовки кадров.

То, что рынок становится плотным, -- это не новость. Расширение, спад, стагнация -- это все бывает на всех рынках. Надо просто понимать, что чем дальше мы движемся к цивилизованному рынку, тем труднее даются деньги, тем больше возникает вопросов по поводу того, как повысить эффективность существующего бизнеса. Так что надо крутиться, вертеться и повышать эффективность. Могу сказать одно -- производительность труда в наших самых лучших компаниях ниже, чем на Западе.

-- Как Вы относитесь к проблеме развития промышленных зон Санкт-Петербурга и переводу предприятий из центра города в эти зоны, в частности, в промзону "Рыбацкое"?..

-- Безусловно -- ту промышленность, которую целесообразно переносить из центра в промзоны, конечно, будут переводить. Для этого в бюджете предусмотрены определенные средства. Кроме того, мы предполагаем, что стратегический план правительства будет удачен, если стоимость земли в центре города будет расти. В этом случае возникнет экономическая основа для перевода промышленных предприятий. Это не дело, когда в исторической части гектар земли обходится по $200-300 тыс. Это стоимость одной квартиры.

Валентина Шестакова, Ксения Мацакян

Чиновники хотят вернуть 13,5 млн рублей В Арбитражном суде слушается новое дело получателя бюджетных средств  »
Юридические статьи »
Читайте также