Проблемы ОСАГО докатились до Петербурга

Российский союз автостраховщиков (РСА), объединяющий компании, допущенные к рынку ОСАГО, изгнал из своих рядов первого неудачника. На очереди еще несколько, в том числе, возможно, и две петербургские компании.

Исключение из рядов РСА "Западно-Сибирской транспортной страховой компании" (Нижневартовск) стало, без сомнения, главным событием 1-й половины 2005 года. Федеральная служба страхового надзора (ФССН) уже отозвала ее лицензию. Причина - неспособность компании производить выплаты по своим полисам ОСАГО. Впрочем, к Петербургу деятельность этой компании отношения не имеет, так что о ней можно благополучно забыть.

На годовом собрании, прошедшем в конце мая, президиум РСА рассматривал вопрос об исключении еще одной компании - петербургского "Страхового общества Содружества Независимых Государств". Вина СОСНГ заключалась в том, что оно сначала открыло по стране много филиалов, а затем закрыло их, не предупредив РСА. Тогда же РСА поручил страховой компании "Русский мир" заняться делами СОСНГ, а именно: провести аудит ее работы на рынке ОСАГО и на правах наставника сделать заключение, способна ли эта компания самостоятельно урегулировать свои проблемы. Однако 2 июня Страхнадзор приостановил действие лицензии СОСНГ. По каким именно причинам - пока официально не объявлено. По сообщению директора по корпоративным связям и информации СК "Русский мир" Евгения Гуревича, проблем в других регионах не было ни с одним из примерно 5 тыс. петербуржцев, застрахованных в СОСНГ.

Вторым неудачником с петербургской пропиской является СК "Доверие". Она стала первой компанией, у которой была приостановлена лицензия на ОСАГО в декабре 2004-го. По данным РСА, СК "Доверие" по итогам 2004 года занимала 40-е место по сборам ОСАГО (156,7 млн руб.), заключив за половину 2003-го и весь 2004 год 78442 договора. Из миллиона петербургских владельцев полисов ОСАГО клиентами "Доверия" являются примерно 1,3%.

Причиной приостановки лицензии послужило выявленное Страхнадзором неудовлетворительное размещение резервов компании в 2003 году. Примерно через месяц лицензия "Доверия" была восстановлена, однако 14 апреля ее вновь приостановили.

В последнее время телефон "Доверия" работает эпизодически. К примеру, 27 июня сотрудница компании сообщила нам, что в течение первого месяца ФССН "ежедневно обещала восстановить лицензию", но так и не восстановила. Теперь представители "Доверия" перестали наводить справки в Страх-надзоре и компания производит впечатление неработающей. Наша собеседница признала: в апреле ФССН обвинила компанию в задержке выплат по договорам ОСАГО.

Практика работы ФССН свидетельствует о том, что срок приостановки лицензий длится обычно от месяца до полугода, после чего лицензию либо отзывают, либо возобновляют.

Согласно действующему Закону об обязательном автостраховании выплаты по договорам автовладельцев, оставшихся без страховщика, идут из компенсационных фондов РСА.

Однако тут есть два но. Во-первых, компенсационные выплаты распространяются только на случаи причинения вреда жизни и здоровью и не касаются возмещения вреда, причиненного имуществу (в том- числе автомобилям). А ведь именно случаи причинения вреда имуществу составляют абсолютное большинство всех страховых событий по ОСАГО. Во-вторых, для того чтобы за него платили, лишенный лицензии страховщик должен быть признан банкротом. В конце мая РСА внес в Госдуму законопроект о том, чтобы платить, не дожидаясь банкротства. Пока этот проект не принят.

По Закону "Об организации страхового дела в РФ" приостановка действия лицензии означает запрет на заключение новых и продление старых договоров страхования, но при этом за компанией сохраняется обязанность и дальше обслуживать клиентов по ранее заключенным договорам.

- По действующему законодательству, - разъяснил директор по страхованию СО АО "Регион" Антон Султанов, - компании, у которых лицензия отозвана или приостановлена, обязаны осуществлять страховые выплаты. Если лицензии отозваны, по истечении 6 месяцев неурегулированные обязательства должны быть переданы другой компании. Теоретически потерпевший должен получить свои деньги. На практике же проблемные компании часто бросают клиентов на произвол судьбы.

Причина проста: денег уже нет. Это может быть связано с тем, что финансовые проблемы возникают вследствие бесконтрольного расходования страховых резервов и чрезмерных затрат на комиссионное вознаграждение. Не секрет, что ряд страховщиков выплачивал вознаграждение свыше 30%, тогда как по закону оно не может превышать 10%. Если денег нет, то и передать свои обязательства другому страховщику проблематично, так как вместе с обязательствами необходимо передать соответствующие активы.

Таким образом, возможна ситуация, когда получить деньги по ущербу имуществу от страховщиков и РСА будет невозможно. В этой ситуации потерпевшие должны будут обращаться с исками непосредственно к причинителям вреда.

Справка

Согласно годовому отчету РСА за 2004-й страховщики собрали по ОСАГО 49,3 млрд руб., а выплатили 18,5 млрд руб. При этом еще более 6 млрд руб. зарезервировано на будущие расходы по уже произошедшим, но неоплаченным страховым случаям.

Алексей Крылов

Налог на наследство станет меньше  »
Юридические статьи »
Читайте также