Каждому мегаполису по метро Глава Госстроя взялся за строительство подземок

Госстрой России должен стать главным распорядителем денег, которые тратит федеральная казна на строительство метрополитенов. Об этом вчера заявил глава этого ведомства Николай Кошман.

Он сообщил, что за метростроителями сегодня "присматривают" четыре ведомства: координирует работу Минэкономразвития, финансирует Минфин, контролирует Минтранс, а Госстрой выступает в роли эксперта. При этом генерального подрядчика и проектировщика у метрополитенов нет. Отсюда и растут ноги всех проблем, которые ныне испытывают подземки страны.

Сегодня в 11 городах России протянуты линии подземки. Это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Красноярск, Казань, Уфа. К этим мегаполисам примыкает Волгоград (здесь метро называется линией скоростного трамвая). Общая протяженность подземной железной дороги превышает 430 километров. Ежегодно поездами подземок перевозится 4,2 млрд. пассажиров - в два раза больше, чем железнодорожниками страны.

Между тем до начала 90-х госзаказчиком и подрядчиком по проектированию, строительству и реконструкции метрополитенов выступал, по сути, Минтранс (специальное управление и проектные институты при ведомстве). В 1991 году метрополитены из государственной собственности были переданы в муниципальную. С этого времени контроль за работой этого вида транспорта и строительством новых веток распыляется между четырьмя федеральными ведомствами: Минэкономразвития, Минтрансом, Минфином и Госстрой. Тем не менее реальную ответственность несет городская власть.

Еще в 1996 году Правительство приняло на себя обязательство помогать регионам - оплачивать половину необходимых средств на поддержание и развитие метрополитена. Однако три года назад расклад поменялся. Федеральная казна стала выделять лишь 20 процентов необходимых средств. И сразу же строительство стало сворачиваться: в 2001 году из запланированных семи километров было построено два, в 2002-м - из планируемых 11 километров регионы осилили лишь шесть. Не изменилось к лучшему положение и в этом году. Почему?

Строить метрополитены местная власть предпочитает на деньги из центра. "Вот в Казани хотят проложить новую ветку метро длиною в девять километров, и при этом считают, что ее Москва для них должна построить", - сообщил Николай Кошман. При этом глава Госстроя не согласен с требованиями регионов увеличить финансовую помощь, доли 20 "федеральных" процентов, по его мнению, достаточно. Лишь в критических ситуациях: когда требуется срочный ремонт туннелей, как это было, к примеру, в Санкт-Петербурге, доля финансирования может возрасти до половины. Однако эти деньги должны находиться под жестким контролем. Иными словами, распределять, следить за потоком из федеральной казны должна одна "нянька" - Госстрой России.

Ираида Семенова

Николай Кошман хочет метро А региональные начальники -- только федеральных денег  »
Юридические статьи »
Читайте также