Деньги есть. На проекты

Профицит российского бюджета в 2006 году запланирован в размере более 700 млрд рублей. Стабилизационный фонд дорос до 2 миллиардов долларов. Предполагается, что рост российской экономики в ближайшие три года составит от 5,7 до 5,9%. Андрей Клепач, руководитель департамента макроэкономического прогнозирования Министерства экономического развития и торговли России, считает, что это неплохой показатель.

- Андрей Николаевич, что делать со всем этим богатством?

- Существуют разные точки зрения. Одна - все потратить. На реконструкцию жилищно-коммунального хозяйства, на пенсии, зарплаты... Но если всем реально поднять зарплату, то инфляция будет не 11, а 14-15%. При отсутствии эффективных механизмов это означает и разворовывание денег.

Другой подход - не трогать, все доходы от нефти загнать в Стабилизационный фонд, не допустить, чтобы они шли в экономику, поскольку это деньги, которые развращают, дают инфляционный эффект. Но тогда мы не решим задач развития, задач социальных реформ.

Есть путь как бы срединный: мы тратим деньги, но это не просто текущие расходы, а реализация некоей системы национальных приоритетов или национальных проектов. Я имею в виду не только те четыре, о которых говорил президент. Приоритетов и проектов на самом деле больше.

- Как государство будет стимулировать экономический рост?

- Первый способ - налоговый. Например, возмещение НДС по капитальным затратам. Вот вы строите здание, купили кирпич, построили несколько этажей. Здание еще не сдано в эксплуатацию, а с 2006 года вы сразу будете получать возмещение НДС, который уплатили, покупая все это, совершая все подрядные работы. А раньше можно было возмещать только после введения здания и постановки его на баланс. Также изменен порядок отнесения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, других затрат. Начинается запуск особых экономических зон, где предусмотрен целый ряд налоговых льгот. И на следующий год тоже будет существенное снижение налогового бремени, по отношению к ВВП они упадут примерно до 1,5%. Председатель правительства предложил снизить НДС до 13%. Минфин и Минэкономразвития его не поддержали. Сейчас трудно сказать, чем все это закончится. Но, видимо, ставка НДС будет снижена.

Что очень важно - формируется система проектного подхода. Это проекты, связанные с развитием авиации, транспортной инфраструктуры. Потому что, например, строительство дорог, портов, аэродромов во всем мире и у нас во многом делается на государственные деньги. Здесь, в отличие от последних двух лет, идет существенное увеличение расходов.

- В бюджете 2006 года есть так называемый инвестиционный фонд. Как он будет работать?

- В принципе, это тот же счет в бюджете (например, счет финансирования здравоохранения), откуда идут потом деньги и на зарплаты, и на все остальное. Но режим использования такого счета другой. Потому что за ним стоит другая модель управления бюджетными средствами. Если деньги вы не потратили в течение года, остался какой-то кусочек, то по бюджетным правилам они должны уходить в Стабфонд, а реально они частью оказываются на остатках в бюджете. Распорядитель этих денег (Минздрав, Минобороны) фактически теряет на них право. Здесь же ситуация другая - деньги можно тратить и в следующем году. Это позволяет выстроить более долгосрочную политику расходования средств. Для этих денег создается особый механизм управления: специальная комиссия под руководством Германа Грефа. Она будет рассматривать крупные стратегические проекты, подготовленные бизнесом. Но это не чисто коммерческие проекты, потому что для них не нужен бюджет. Это проекты, где требуются как коммерческие, так и государственные деньги. Например, скоростная дорога в Домодедово или Шереметьево, платные дороги. Фактически этот фонд направлен на то, чтобы запустить частно-государственное партнерство. Самое главное в инвестфонде не его размеры (на 2006 год это 69 млрд руб.), а другой подход, другая модель взаимодействия государства и бизнеса. Происходит медленный и тяжелый поворот государства от того, чтобы решать сиюминутные задачи, к задачам развития. Инвестфонд и нацпроекты - это примеры такого подхода.

- А что у нас с реформой жилкомхоза?

- С реформированием ЖКХ действительно хуже всего. Я не думаю, что в ближайшие несколько лет эта реформа будет запущена. Но есть система субсидирования жилкомхоза, которая позволяет регионам ее начинать, потому что здесь первую скрипку играют они. Правительство ведь не может вести все реформы сразу. У него для этого не денег нет, а такого волевого, человеческого ресурса. К сожалению, у нас крайне мало предложений по ЖКХ от регионов. Могу только процитировать Анатолия Чубайса, который сказал, что мы не можем работать в регионах, потому что там вначале должна работать милиция.

- За счет чего предполагается снижать инфляцию?

- Сейчас обсуждается антиинфляционный пакет. Он связан с тремя ключевыми направлениями. Первое - регулирование тарифов на услуги ЖКХ. В нынешнем году общая инфляция составит 11-12%, при этом стоимость услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве возросла на 35%. Поэтому приняты поправки в 210-й федеральный закон , по которому федеральная власть получает право устанавливать предельную планку тарифов на газ, электроэнергию, воду. Контроль и мониторинг этой ситуации идет через региональные комиссии по тарифам. По сути дела, мы начинаем выступать по отношению к ЖКХ так же, как по отношению к естественным монополистам федерального уровня - РАО ЕЭС, РЖД, "Газпрому", где предельный уровень повышения тарифов утверждается, задается правительством и регулируется через федеральную службу по тарифам. Поэтому, я бы сказал, это наиболее существенный антиинфляционный инструмент, который сейчас пытаются задействовать. Далее - меры, направленные на повышение конкуренции на рынке нефтепродуктов, в частности связанные с развитием здесь биржевых механизмов торговли, чтобы появилась такая точка отсчета, как рыночная цена.

И наконец, жесткая бюджетная политика: сохранение профицита на высоком уровне и существенное замедление темпов роста денежного предложения. Мы считаем, что это реалистичная задача - в 2007-2008 году выйти на уровень инфляции не выше 6%, если не будет популистских расходов или каких-то других форс-мажорных обстоятельств.

Людмила Викторова

Будем платить по-новому  »
Юридические статьи »
Читайте также