Предприятиям готовят повальный технический аудит

Аудит Смольного может привести или к ликвидации предприятий, или к бюджетному финансированию

Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли готовит полномасштабный технический аудит всех принадлежащих Петербургу предприятий. В ряде компаний (в основном естественных монополистах) пилотный проект по техмониторингу уже начался.

Результатом такого аудита может стать либо решение о ликвидации предприятий, либо предоставление им на развитие бюджетного финансирования.

В качестве заказчика проведения аудита выступает Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). Он будет назначать исполнителя. Сейчас работы по проведению пилотных аудитов выполнило ЗАО "Станкостроительный завод "Свердлов". Пробный мониторинг был проведен в ГУП "Петербургский метрополитен", ГУП "Пассажиравтотранс", ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", ОАО "Петербургский трамвайно-механический завод". На некоторых предприятиях внешний аудит вызвал недовольство.

Поставить крест

"Производства, на которых используются неразвитые технологии, мы поддерживать не будем. Мы планируем экономическими методами добиваться или их закрытия, или их перебазирования. Я думаю, что в скором времени заключение технологического аудитора будет очень важно для деятельности предприятия. Это позволит использовать не только краткосрочные, но и долгосрочные кредиты для проектов, которые предполагают длительный срок окупаемости. Основная задача анализа производства -- подготовить городские предприятия к получению долгосрочных кредитов", -- говорит первый заместитель председателя КЭРППиТ Юрий Раков.

По словам Юрия Ракова, вместе с разработкой методических документов рабочая группа по технологическому перевооружению проводит анализ динамики технологического перевооружения промышленных предприятий Петербурга. Наиболее интересные проекты предприятий, которые дают максимальный экономический эффект, будут поддерживаться администрацией -- их предполагается включить в состав целевой программы Петербурга "Технологическая кооперация и специализация".

Кто освоит бюджетные деньги

Проведением полномасштабного технического мониторинга предприятий города займется специально создаваемое на базе двух петербургских НИИ предприятие. Как отметил Юрий Раков, в настоящее время в стадии согласования с КУГИ находится Распоряжение о реорганизации ГУП "Научно-исследовательский институт пассажирского и автомобильного транспорта", предусматривающее создание регионального центра технического развития промышленности.

Этот центр будет выступать в качестве методического, координирующего и инновационного комплекса; планируется сделать его подведомственным КЭРППиТ. В рамках реализации этого проекта решается вопрос о слиянии двух убыточных и нерентабельных ГУПов: ГУП "Научно-исследовательский институт пассажирского и автомобильного транспорта" и ГУП "Экоавтотранс". Этот проект уже согласован с председателем Комитета по транспорту и председателем Комитета промполитики.

"Одним из направлений деятельности нового ГУПа станет поиск финансовых партнеров и разработка финансового обоснования для технологического перевооружения городских предприятий. Новый ГУП должен появиться в ближайшее время", -- отмечает помощник генерального директора по связям с общественностью ЗАО "Станкостроительный завод "Свердлов" Константин Корнаков. Как сообщили в КУГИ, 27 марта состоится заседание контрольно-плановой комиссии, на которой будут рассмотрены эти документы.

"Мы уж лучше сами"

Результаты первых аудитов уже есть. По словам Юрия Ракова, в "Метрополитене" сейчас завершен первый этап мониторинга депо "Дачное" ГУП "Петербургский метрополитен". Работы велись по объединенным мастерским "Метрополитена" и электродепо "Дачное". По результатам оценки, удельный вес более или менее нормально работающего оборудования составляет всего 15%, в том числе станки с числовым программным управлением -- 3%, автоматы и полуавтоматы -- 12%. При этом 80% оборудования эксплуатируется более 10 лет.

Беседа с сотрудниками метрополитена показала, что аудит, проведенный "Свердловым", вызвал там легкое раздражение. "Мы согласны только с тем, что станочный парк метрополитена не соответствует на сегодняшний день технологическим стандартам и нуждается в модернизации", -- отметил, не вдаваясь в подробности, Игорь Выборнов, заместитель главного инженера метрополитена.

"По мере финансовых возможностей предприятия мы будем воплощать рекомендации аудиторов, -- говорит Игорь Выборнов. -- Пока городская программа по технологическому перевооружению не принята, нам придется самим искать средства на выполнение технического аудита. Стоимость только аудита составляет более $5 тыс".

Аудит на ГУП "Водоканал СПб" и ГУП "Пассажиравтотранс" начался недавно. Работы на ОАО "Петербургский трамвайно-механический завод" также еще не закончены. Не исключено, что внешний технический аудит, спущенный на предприятие по велению администрации города, вызовет недовольство и в других компаниях. Руководители ГУПов предпочитают сами определять порядок проведения технического перевооружения и без чужих советов решать, на какие цели направлять бюджетные средства.

Марина Зырянова

Промышленники ожидают бюджетных денег  »
Юридические статьи »
Читайте также