Здесь можно спать. Бомжам

Удобно ли городское метро для петербуржцев?

Не как в Европе

Самому популярному виду транспорта города на Неве 15 ноября исполнится 50 лет. В дни рождения юбиляру принято говорить комплименты. "Недавно вернулась из Берлина, так там станции метро напоминают скорее подвал, не то что наши - с колоннами, пилонами, - заявила мне одна знакомая. - Правда, есть у западного метро и множество преимуществ. Во-первых, станции расположены часто, второе - на платформах есть электронное табло, которое указывает, через сколько минут придет электричка, и наконец, там идеальная чистота". Действительно, упреки брошены, как говорится, не в бровь, а в глаз. Вот почему, например, висящие над тоннелем часы показывают, сколько минут мы ждем электричку, а не то время, что осталось до прихода поезда? Ведь актуальнее последняя информация.

Что же касается чистоты, то здесь ситуация складывается странная. В вестибюлях большинства станций постоянно можно видеть человека в униформе с моющей машинкой в руках. Старательно выполняя свою работу, он чуть не сбивает с ног несущихся по своим делам горожан. Однако в вагонах валяются и пустые банки из-под напитков, и читаные газеты, и даже бомжи и пьяные тут спят. Один раз наблюдала следующую картину: грязненькое существо неопределенного пола, свернув пальто под голову и поставив аккуратно ботиночки около себя, мирно дремало на сидячих местах. Запах от спящей исходил такой, что, как говорится, хоть топор вешай. Словом, не очень-то следят в нашем метро за чистотой и порядком.

Ограничение в связи с увеличением

Но самая главная наша проблема - это давка и очереди в часы пик.

"Петербургский метрополитен сегодня не справляется с пассажиропотоком, необходимо менять инфраструктуру метрополитена, открывать новые станции. Если в сутки метрополитен перевозит 3 млн пассажиров, то в час пик проходят 1,5 миллиона человек", - ответили корреспонденту "НВ" на вопрос о причинах столпотворений.

Чтобы избежать очередей, метрополитен одно время даже пытался пускать "парные составы", то есть сокращалось время ожидания между электричками. Однако из-за нехватки вагонов эксперимент на том и остановился. На вопрос же об увеличении подвижного состава мне ответили: "Один вагон стоит миллионы рублей, а у нас нет денег".

Отсюда и ограничение на вход (когда открытой остается лишь одна дверь вестибюля), и неработающие эскалаторы, и парадоксальная фраза: "В связи с увеличением пассажиропотока мы обязаны ограничить вход на станцию".

Кстати, напутствия, звучащие в метрополитене, меня лично поражают своей глубиной и содержательностью. Вот, например, одно из "Правил пользования метрополитеном" (их можно увидеть в каждом вестибюле и вагоне): "При пользовании эскалатором пассажирам следует контролировать багаж с целью недопущения его самопроизвольного перемещения". И таких жемчужин подземного словотворчества можно встретить очень много. Но вернемся к очередям и давкам. Например, сегодня очень большой пассажиропоток приходится на "Василеостровскую". Здесь, как и в большинстве станций, дополнительную давку создают ларьки и игровые автоматы в узких вестибюлях. "Торговые точки действительно ограничивают движение пассажиров по узким вестибюлям, - согласились сотрудники метрополитена. - Однако, как и любой транспорт, мы убыточны, а с помощью аренды ларечников хоть как-то прикрываем свои расходы. Однако, согласно постановлению городского правительства , до конца этого года все ларьки и игровые автоматыбудут убраны, а останутся лишь газетные киоски".

Фанаты и старушки наносят урон?

Казалось бы, в городские праздники, когда у человека возникает естественное желание погулять по городу, метрополитен должен брать на себя основную нагрузку. Однако есть немало примеров - 300-летие города, 60-летие Победы, футбольные матчи, концерты, - когда станции метро попросту закрывались. "Это вызвано соблюдением техники безопасности, - лаконично ответили в службе метрополитена. - Разъяренная, подвыпившая толпа, спустившись в метро, начинает бить плафоны, стекла, резать кресла. Метрополитен от такого хулиганства терпит большой урон, потому закрытие станций является скорее вынужденной мерой. Мы считаем, что если человек пройдется и проветрится, то оставит свою нерастраченную энергию наверху". Но разве стали бы наши блокадники и другие мирные горожане бить лампы и разрисовывать вагоны? Думаю, нет.

И еще: не за горами Новый год. Каждого горожанина интересует, будет ли продлена работа метрополитена в новогоднюю ночь. В метрополитене сказали, что этот вопрос должны решать губернатор Петербурга и комитет по транспорту. Сами же работники метро против таких продлений. "Ведь ночью также надо обслуживать подвижной состав, а осматривать составы и пути круглые сутки невозможно. Но если губернатор скажет нам работать, то мы будем открыты", - заключили в службе метрополитена.

КОММЕНТАРИИ

Олег Черкасов, заместитель начальника службы движения ГУП "Петербургский метрополитен":

- Есть станции, вестибюли которых постоянно работают в особом режиме, к таковым относятся "Проспект Ветеранов-1", "Ленинский проспект-2", которые открыты с 6.30 до 20.00. Остальные открываются под первый поезд и закрываются после отправления последнего. Кроме того, станции могут перейти на особый режим в связи с ремонтом эскалаторов и пересадочных узлов. Например, станция "Невский проспект-2" (канал Грибоедова) закрыта с 15 часов до 18.30 как раз в связи с ремонтом эскалаторов. Или долгое время не работала "Достоевская", кстати, мы не знаем, как эта станция будет справляться с пассажиропотоком в следующем году, когда на ремонт закроется "Владимирская". Третий момент - на некоторых станциях в час пик мы оставляем на вход открытыми 1-2 двери. На недовольства пассажиров хочу возразить, что график работы входных дверей был сделан не "от балды", а подсчитан с научной точки зрения. Конечно, это приводит к скапливанию очередей, но в обратном случае перед турникетами и на эскалаторах будет давка, а транспорт просто не справится с пассажиропотоком. Также, чтобы пассажиры заходили равномерно, мы делаем своеобразные "загоны", их можно увидеть на станции метро "Ломоносовская", которая сейчас переживает двойную нагрузку из-за закрытия "Пролетарской".

Наталья Струнникова, учительница:

- То, что происходит сейчас с нашим метрополитеном, - это безобразие! Ни в одной стране мира нет в метро такой пропускной системы, как у нас. Везде подземка - это самый доступный вид транспорта и самый удобный, а у нас этот транспорт - секретный объект. Хуже не бывает. Мой сын без конца сталкивается с проблемами пропуска в метро. Когда ездил по льготной карточке учащегося - его останавливали и проверяли постоянно право на льготу. Несколько раз отнимали карту (на станции "Автово"), и приходилось ездить разбираться с их незаконными действиями. Сейчас ездит по единой карточке - теперь приходится доказывать, что это его документ, а не его родителей. Зачем? Почему обычный человек не может приобрести обычный билет и просто проехать по нему в метро? Зачем нужны смарт-карты? Еще одна база учета? Где гарантия, что ею так же не воспользуются незаконно, как и всеми остальными компьютерными базами?

Елена Тимохина, менеджер:

- Меня в метро больше всего раздражают очереди в час пик. Если ты едешь на работу в 9 утра и возвращаешься в 7 вечера, то толкотня тебе обеспечена. Постоянно закрывают на ремонт эскалаторы, ограничивают количество дверей на вход, в общем, делают все, чтобы создать очередь. И еще, когда петербургский метрополитен перестанет быть местом для торговли дипломами и котятами?

Андрей Завьянов, системный администратор:

- Без метро жизнь в нашем огромном городе была бы не возможна. Конечно, я могу назвать много недостатков, но все они сглаживаются одним большим плюсом - на метро можно добраться быстрее, чем на любом наземном транспорте. Меня тоже бесят и очереди в кассы, и толкотня, и попрошайки, и цыгане, и продавцы всяких ручек и пластырей, но приходится их терпеть.

Ежедневно петербургский метрополитен перевозит около 3 млн человек.

Общая протяженность четырех линий - 103 км; 59 станций; 62 вестибюля; 1400 вагонов, более 300 из которых отслужили срок эксплуатации - 31 год.

В настоящее время в петербургском метро насчитывается 10 станций типа "горизонтальный лифт" - без боковых посадочных платформ. В стране таких станций больше нет.

Самый длинный перегон (4 км) между станциями "Пл. А. Hевского" и "Елизаровская"; самый короткий (800 м) - между станциями "Технологический институт" и "Пушкинская".

"Нашего человека там (в метро. - Прим. авт.) спасают рефлексы, отточенные до автоматизма. Иностранцу же, как и положено, грозит карачун. Мы-то знаем, в какой момент принять боксерсую стойку - чтобы не получить по лицу стеклянной дверью, а когда - позу Венеры Милосской, чтобы не понизить рождаемость. (Кстати: это, должно быть, отголосок страшно древнего обряда - что до перекладины турникета каждый обязан дотронуться сами знаете чем; пассажир как бы вступает с государством - и со всеми остальными пассажирами - в символический свальный брак...)" (Самуил Лурье, Дмитрий Циликин. "Письма полумертвого человека".)

Софья Прокошева

Подписан закон о субсидировании покупки жилья работникам угольной промышленности  »
Юридические статьи »
Читайте также