Четыре стандарта Смольного. На какие услуги жилищно-коммунальных служб могут рассчитывать горожане

Как ни странно, но вплоть до 2003 года мы жили по советским стандартам обслуживания жилого фонда, которые требовали и еженедельного мытья лестниц, и ежегодной покраски стен в подъездах, и бесплатной замены паркета, газовых плит, колонок, ванн и прочих совершенно нереальных в "новой жизни" услуг. Эта нереальность и порождала безответственность. Кто мог определить, как часто дворник должен мести участок, если времена не советские, а других нормативов нет? Вот и подметался двор раз в квартал.

Над современными стандартами обслуживания думали еще при прошлой городской администрации. Но родились они только сейчас. Сегодня на третьей странице нашей газеты Смольный публикует "Стандарты качества обслуживания жилых домов". Из этого документа желающие могут наконец узнать, какие именно услуги они получат (точнее, должны будут получать) от наших жилищно-коммунальных служб.

Вообще-то стандарты там четырех уровней - от минимального до повышенного, от безопасного проживания до комфортного. По какому же будет обслуживаться основная масса горожан, те, кто платит по обычным тарифам, не сбрасываясь на консьержей и секьюрити?

Ищите графу "удовлетворительный стандарт". Да, даже наши новые повышенные тарифы обеспечат обслуживание "на троечку". Но, как говорят разработчики документа, нынешний "стандарт", стихийно сложившийся в минувшие годы, когда уборщицу в подъезде можно было увидеть не чаще, чем главу иностранного государства при проезде через город, вообще находится в "нулевой зоне", ниже всех критериев.

Впрочем, внимательные читатели удивятся, увидев в разделах "Периодичность работ по уборке придомовых территорий", "лестничных клеток", "мусоропроводов" и прочего примечание - для базового стандарта. Ведь нам гарантируют только удовлетворительный. И как же разобраться, что нам реально полагается? Как написать жалобу на дворника, если мы по-прежнему не знаем, как часто он должен выходить с метлой в наш двор? Но в жилищном комитете, где и готовился документ, нас успокоили: что касается текущего обслуживания, то есть моек и уборок, то здесь оба стандарта совпадают. Разница в ремонтном обслуживании, при "троечном" оно, конечно, похуже, чем при "четверочном". А до уровня базового стандарта, как говорят в комитете, мы доживем года через три-четыре.

Но не исключено (и даже очень вероятно), что многие дома и при новых тарифах будут обслуживаться на "двойку" и даже на "кол". Стандарт ведь не закон, скорее - инструмент контроля. Если бдительные жильцы выяснят, что дом недомыт, газон недочищен - по их жалобе управляющей компании (этих компаний пока нет, но в жилищном комитете о них говорят как о факте) срежут оплату до "минимальной" ставки, чтобы неповадно было. Но это ведь не значит, что сразу станет чисто - деньги деньгами, а многое ведь от людей зависит.

А стандарт комфортного проживания, как легко догадаться, жильцы оплачивают из своего кармана - если проживают в домах ЖСК и ТСЖ и все они - состоятельные люди.

Публикуя вслед за "Концепцией реформирования городского хозяйства" (номер от 7 мая) "Стандарты...", Смольный придерживается провозглашенного принципа, что нынешняя реформа ЖКХ будет простой и "прозрачной" для всех горожан. И это как-то даже примиряет с грядущим повышением тарифов: можно будет понять, куда пойдут деньги, что мы за них получим и с кого спрашивать, если ничего не изменится.

Владимир Новиков

Юридические статьи »
Читайте также