Доплаты к пенсиям на льготы не повлияют Но это не значит, что в социальной сфере не появились новые проблемы

Едва приняло Законодательное собрание закон о доплатах к пенсиям петербуржцам старше 60 лет до уровня прожиточного минимума , как в редакции стали раздаваться тревожные звонки. Люди интересовались, не потеряют ли те пенсионеры, которым до сих пор не хватало до прожиточного минимума каких-нибудь 100 или 50 рублей, куда более весомые льготы по оплате квартиры, услуг ЖКХ и электроэнергии? Ведь эти самые льготы предоставляются как раз тем, кто имеет наиболее низкий размер пенсий.

А наш постоянный читатель Юрий Иванов прислал даже целое письмо с расчетами потерь, которые, по его мнению, могут реально появиться в доходах пенсионеров. За разъяснениями мы обратились к председателю постоянной комиссии ЗакСа по социальным вопросам Наталии Евдокимовой.

— Опасений по поводу потери существующих льгот у подавляющего большинства петербургских пенсионеров, начиная с 60 лет, которые станут получать доплаты к своим пенсиям, быть не должно, — ответила Наталия Леонидовна. — Дело в том, что законом установлено четыре вида прожиточных минимумов: для трудоспособного населения, для детей, для пенсионеров и средний прожиточный минимум на душу населения. Согласно последнему постановлению городского правительства , для пенсионеров за IV квартал прошлого года прожиточный минимум равняется 2395 рублям 80 копейкам. До этой суммы и будут доплачивать тем 60-летним, пенсия которых меньше. А прожиточный минимум в расчете на душу населения тем же постановлением закреплен величиной в 3258 рублей 20 копеек. Вот он-то — назовем его среднедушевым — и применяется при расчете льгот и компенсаций.

Рассмотрим конкретный пример. Одинокий пенсионер получал 2340 рублей. Теперь ему станут ежемесячно доплачивать по 50 рублей. Но все свои льготы по квартплате и ЖКХ он сохранит: ведь до среднедушевого минимума его пенсия недотянет целых 860 рублей.

Если такой человек живет в семье, то потеря прав на жилищно-коммунальную компенсацию, на мой взгляд, еще менее вероятна. Судите сами: эти самые 50 рублей доплаты просто растворятся в общем «котле» и вряд ли приведут к превышению среднедушевого прожиточного минимума, когда квартплату станут начислять по полной таксе.

Скажу больше. До этого года в Петербурге действовало распоряжение губернатора В. Яковлева от 1997 года, согласно которому семья со средним доходом меньше прожиточного минимума в расчете на душу населения платила за квартиру и услуги ЖКХ по 50 рублей с человека. Тогда, во второй половине 1990-х, это была половина принятого на федеральном уровне МРОТа. Теперь же 100-рублевый МРОТ применяется только при начислении штрафов, а для расчета зарплат работникам различных организаций используют совсем другой МРОТ, величину которого Дума подняла уже до 800 рублей .

Но в минувшем декабре федеральное правительство выпустило распоряжение, согласно которому все компенсации по оплате жилья и услуг ЖКХ могут рассчитываться только исходя из их процентной доли в общей сумме совокупного семейного дохода . Таким образом, получается, что упомянутое губернаторское распоряжение утратило силу. Скажу честно: для нас это по степени неожиданности в какой-то мере сравнимо даже с прошлогодней монетизацией льгот . Ведь для многих петербуржцев данная статья расходов действительно заметно увеличится. Но все это никак не связано с доплатами к пенсиям малоимущим петербуржцам, начиная с 60 лет.

Тем не менее комиссия ЗакСа по социальным вопросам уже думает о том, как в этой ситуации реально помочь малоимущим горожанам. Заменить впрямую прежние компенсации денежными доплатами к пенсиям, как предлагают некоторые, мы не можем, ибо тем самым нарушим нормы федерального законодательства. Очевидно, нужно будет идти другим путем, создавая в городе гибкую систему предельного уровня жилищно-коммунальных расходов для разных слоев населения в зависимости от их реальных доходов.

Сейчас ведь у нас действует норма, согласно которой максимальная плата за квартиру и ЖКХ не должна превышать 22 процента от совокупного дохода семьи . То есть, если кому-то насчитали в квитанции сумму выше, он платит только эти самые 22 процента и ни копейкой больше. Конечно, такая компенсация значительно меньше, чем утраченное с этого года право платить за квартиру по 50 рублей с человека. Но и она является все-таки одной из форм адресной социальной помощи.

Ну а в ближайшей перспективе, видимо, нужно будет все-таки установить для самых бедных не 22-процентную, а более низкую планку величины жилищно-коммунальных расходов. А может, ввести дополнительно еще две или три такие планки.

Многие истины, как показывает практика, в социальной сфере приходится постигать и достигать методом проб и ошибок. Если предметно убедимся, что принятый вариант закона о пенсионных доплатах по отношению к кому-то оказался несправедлив, обязательно внесем в него необходимые корректировки.

Александр Рабковский

Юридические статьи »
Читайте также