Чтобы ваша "ласточка" не улетела...

Угонщики экстра-класса могут обмануть даже спутниковую сигнализацию.

В 2005 году в Питере и Ленобласти угнали 11 тысяч машин.

Преступники в среднем угоняют по 30 машин ежедневно, и 80 процентов этой грустной статистики приходится на мегаполис.

Дедовский способ надежней электроники

В крещенские морозы и в стужу первой декады февраля 2006 года количество угонов в нашем городе сократилось в 2 раза, и совсем не потому, что воры испугались холода. При минус 20-25 градусах отказывают аккумуляторы и стартеры не только у "Жигулей", но и дорогих иномарок. Кроме того, угонщики снижают активность в дни всенародных праздников: видимо, тоже патриоты.

В остальные дни по 20-30 автовладельцев Питера, не обнаружив железного коня на привычном месте, хватаются за валидол - угнали. Впрочем, "валидольщиков" значительно больше: эвакуаторы ежедневно доставляют на штрафстоянки за парковку под запрещающими знаками по 100 и более автомобилей. Так что перед обращением в милицию по поводу пропажи собственности на колесах есть смысл позвонить в диспетчерскую Ассоциации спецплощадок по телефону 001. Вдруг ваше авто там, и 100 долларов за эвакуатор покажутся мелочью.

Считается, что лучший друг автовора - темнота. Но эта аксиома была актуальной во времена СССР, когда личная машина была роскошью. Сегодня угонщики, особенно дорогих машин, предпочитают работать в дневное время и в людном месте.

Специалисты 8-го, "автомобильного", отдела уголовного розыска ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области отмечают, что дорогие иномарки часто крадут, когда их владельцы обедают или ведут переговоры в ресторане или другом респектабельном месте. Современные системы сигнализации (кроме спутниковых) спасают не всегда: техническое оснащение преступников-профи позволяет считывать любой код. Они могут сканировать и "спутник", даже угнать автомобиль, но далеко не уедут: следует сигнал SOS, и маршрут движения мгновенно окажется на милицейском пульте.

Но мастера экстра-класса могут запеленговать и обмануть даже "спутник". Профессионалы советуют устанавливать на дорогую машину комбинированную сигнализацию - механический запор плюс индивидуальная система GPS. Удовольствие это не из дешевых: установка "спутника" стоит 2-4 тысячи долларов плюс 60-70 долларов в месяц за обслуживание.

В 70-80-е годы, когда электронная защита автомобиля была в диковинку, владельцы советского "дефицита номер 1" спасались просто: блокировали педали стальными, а то и титановыми пластинами. Дедовский способ, как ни парадоксально, и сегодня защитит дорогую машину надежнее сигнализации за тысячу баксов. Охотники за джипами никогда не задерживаются на месте преступления более пяти минут.

Владельцам техники попроще оперативники советуют не оставлять ее без присмотра и сигнализации на улицах и во дворах. Лучшая защита - платная стоянка, владельцы которой гарантируют сохранность транспортного средства.

В последние год-два участились кражи машин с площадок у сетевых магазинов. Приехал, скажем, автолюбитель затовариться на неделю, увидел человека в униформе, руководящего парковкой, и расслабился - машина под надежной охраной. Бывали случаи, когда водители вообще не закрывали двери и даже оставляли ключи в замке зажигания.

На самом деле стоянки у гипермаркетов формально считаются неохраняемыми. Денег-то за парковку там не берут. И это радует водителей. С другой, неприятной стороны, и материальной ответственности за сохранность автотранспорта не несут. В случае угона спросить будет не с кого.

Угон краже - рознь

Это только кажется, что угон автотранспорта и его кража - близнецы-братья. На юридическом языке они отнюдь не синонимы. Уголовный кодекс термин "угон" (статья 166 УК) классифицирует как "завладение транспортным средством без цели хищения". Захотел, скажем, трудный подросток покататься по ночному Питеру, влез в приглянувшуюся машину, покатался и бросил.

В прошлом году в Петербурге произошло около двух тысяч угонов, причем преступники отделывались легко. За такую "шалость", в принципе, можно попасть за решетку на срок от 6 месяцев до трех лет, но судьи предпочитают выносить приговор с условным сроком. Благосклонностью закона вовсю пользуются не столько подростки (на их долю приходится 5% угонов), сколько настоящие злоумышленники. Они без проблем доказывают, что "взяли машину покататься". Ведь злой умысел можно доказать только в момент передачи денег, и тогда угон переквалифицируется в "кражу" со сроком отсидки 5-10 лет.

Один из депутатов Государственной думы в конце прошлого года внес законопроект, по которому понятие "угон" исчезнет из УК и станет называться "кражей". Документ пока проходит экспертизу в профильных комитетах Думы. Ужесточение наказания должно резко сократить количество покушений на чужую собственность. Заместитель начальника 8-го отдела уголовного розыска подполковник Борис Москаль и его сотрудники за отмену 166-й статьи двумя руками "за".

"Преступные посягательства на транспортные средства и водителей" (формулировка Уголовного кодекса) бывают четырех видов: угоны, кражи, грабежи и разбойные нападения. Кража (ст. 158 УК) - самый распространенный способ автокриминала: машину угоняют для последующей реализации. В 2005 году в Петербурге и Ленинградской области произошло ровно 6,5 тысячи краж (управление ГИБДД и ГУВД ведут общую статистику, так как принадлежат сразу двум субъектам РФ).

Грабежи - "открытое хищение автотранспорта" - (ст.161 УК РФ) и разбойные нападения - "открытое хищение с применением насилия, опасного для жизни и здоровья водителя" - (ст.162) в милицейские сводки попадают не так часто: чуть больше 200 случаев в прошлом году. Пугает другое: два этих откровенно бандитских способа захвата чужой собственности применялись в 1,5 раза чаще, чем в 2004-м.

Оперативники отметили, что на крайние меры преступники идут, когда хотят присвоить дорогие джипы BMW X5, Toyota Land Cruiser и другие дорогущие иномарки стоимостью свыше 50 тысяч долларов. Владельцы такой техники на сигнализации и надежном гараже не экономят, поэтому бандиты попросту выбрасывают их из машины. Самый распространенный способ - "подставы" на дороге, когда потенциальная жертва вынуждена остановиться для разбора якобы ДТП. Угонщики гангстерского класса не боятся даже "бодаться" с инспекторами ДПС, когда те пытаются остановить подозрительную машину для проверки. Несколько раз в прошлом году погоня даже заканчивалась стрельбой.

Угонщиков поставили на "Поток"

Вот мы жалуемся, что милиция работает плохо. Не вся: специальный отдел управления ГИБДД и оперативники 8-го отдела управления уголовного розыска ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2005 году разыскали и вернули владельцам 14 тысяч 543 автомобиля (подсчет ведется по двум регионам). Это выше, чем "улов" злоумышленников за тот же период - 11 тысяч угнанных машин. К сожалению, большая часть машин вернулась к хозяевам не в "товарном" виде - преступники после выполнения "задания" их просто бросали на обочине. В прошлом году удалось "за руку" поймать и привлечь к уголовной ответственности всего 590 автоворов. Раскрываемость хищений автотранспорта, таким образом, составила чуть более 5 процентов. Удручающая цифра.

Тем не менее прогресс есть. Машины стали чаще возвращаться владельцам, для которых наказание вора - дело второе, а главное - собственность на колесах. Заместитель начальника отдела розыска УГИБДД подполковник милиции Николай Варич прогресс связывает с новой спецтехникой: "Ежедневно на городские магистрали выходят 8 мобильных экипажей ДПС, оборудованных системой "Поток". Мозговой центр этой системы - видеокамера, которая считывает номера участников движения в потоке и сигнализирует о номерах машин, находящихся в угоне. Для полного контроля над дорогами нам необходимо 30 "Потоков".

Конечно, опытный угонщик на трассу с "родными" номерами не выезжает. Но не все автоворы - люди опытные. Благодаря "Потоку" в 2005 году удалось вернуть владельцам более 100 машин. Каждая система стоит несколько тысяч долларов. Согласитесь, для бюджета Санкт-Петербурга - не сумма, и будем надеяться, что 30 умных видеокамер появятся у оперативников уже в этом году.

"Десятка" - любимая модель преступника

В Москве в прошлом году похищено около 14 тысяч автомобилей. Больше всех в столице пострадали "Жигули", особенно модели девятого и десятого семейства - более 4 тысяч угонов. Второе место в преступной статистике занимают "немцы" из VW и Audi - 1,26 тысячи железных "жертв". Третье место занимают их соотечественники из Merсedes и BMW - 700 угонов на двоих.

Оперативники 8-го отдела уголовного розыска ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области точные цифры по моделям сообщить отказались, назвав лишь тройку лидеров. Больше всех в 2005 году пострадали "Жигули" десятого семейства, второе место по сомнительной популярности занял VW Passat, третье - ВАЗ-2109.

Сергей Тачаев

текст (набор строк)

Автомобилистов собьют "перехватчики"  »
Юридические статьи »
Читайте также