Невскому ищут дублера Центральный проспект разгрузят от автомобилей

СПб. Дублер Невского проспекта - идея, которой вскоре исполнится 100 лет, переживает второе рождение.

В конце 2005 г. благодаря разработке нового Генерального плана Петербурга до 2025 г . в очередной раз всплыла тема острой перегруженности Невского пр.

Параллельные прямые

В качестве решения проблемы тогда рассматривались два варианта создания дублера центрального проспекта Петербурга. Первый предполагает прохождение дублирующей магистрали по ул. Жуковского через ул. Восстания и Маяковского и Литейный пр. с выходом на наб. реки Фонтанки.

Второй вариант предусматривал тот же путь, но еще более прямой и с переправой через Фонтанку. После долгих сомнений проект создания дублера Невского пр. из генерального плана убрали.

Тем не менее, представители Комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга уже заявили, что до конца текущего года специалисты рассмотрят возможность соединения Тележной и Гончарной ул., а также ул. Жуковского и Итальянской - в качестве альтернативной Невскому транспортной артерии.

Выход на Дворцовую

Ряд архитекторов сегодня предлагают вариант переноса общественного транспорта по уже существующим дублерам (правда, без сноса зданий и строительства нового моста над Фонтанкой) как наиболее дешевый и удобный. Однако на пути данного проекта есть тупик в виде Дворцовой пл.: тянуть троллейбусную электролинию вдоль Александрийского столпа маловероятно кто решится. Еще один не менее фантастический вариант: после успешной прокладки тоннеля под Невой (который соединит пл. Пролетарской Диктатуры с правым берегом Невы) строители могут применить опыт по прокладке такого же тоннеля под Невским пр. Однако специалисты "Метростроя" в один голос утверждают, что этот вариант невозможен: в трех точках поперек Невского пр. на разных уровнях идут три тоннеля метро.

Под землей

Предполагаемая реконструкция пл. Восстания, проект которой будет разработан в ближайшие месяцы, предусматривает перенос пешеходной зоны под землю. Так как данный проект все же более реален, нежели другие (весной этого года уже будет рассматриваться проект строительства), возможно, новая площадь станет первой современной транспортной развязкой, которая ненадолго, но снимет автомобильную напряженность Невского пр.

Из истории

- Разговоры о необходимости разгрузить Невский пр. от лишнего транспорта начались еще в начале XX в.

- Для решения проблемы перегруженности главной магистрали общественным транспортом были изменены маршруты трамваев, которые шли по Невскому. Был оставлен лишь один маршрут, тот, который проходил по всей длине проспекта.

- Вскоре стало понятно, что отсутствие трамваев не решит проблему, и тогда архитекторы стали предлагать два революционных решения: проложить под Невским пр. тоннель или построить навесную дорогу на столбах для трамваев, своего рода современную линию монорельсовой дороги на эстакаде.

- Однако дело не пошло дальше обсуждения проектов: первого - по причине огромной стоимости, второго - из-за опасения, что навесная дорога может обезобразить Невский пр., визитную карточку города.

- Более серьезно рассматривался третий проект - прокладка параллельно Невскому пр. новой улицы, которая стала бы дублером главной магистрали города. Этот вариант мог бы стать возможным только в случае сноса большого количества частных и казенных построек. На пути новой магистрали, между Знаменской ул. (ныне ул. Восстания) и Фонтанкой, находились здания Павловского института, двух больниц и Екатерининского института. Все они принадлежали ведомству императрицы Марии Федоровны, которое в принципе было не против пожертвовать частью своего имущества. Однако при разработке варианта продления ул. Жуковского до Фонтанки на пути оказались владения графа Шереметева. Управляющие согласие на снос не дали.

- После смены исторического строя проекты остались на бумаге. В середине прошлого века транспортную проблему на Невском пытались решить, полностью убрав с него трамвайное движение.

- Однако город рос, и уже в середине 1980-х гг. опять заговорили о необходимости прокладки новой улицы. И на этот раз инициатива была встречена общественностью крайне негативно.

Евгений Петров (по материалам Интернета)

Куда приводят мечты

В начале ХХ в., когда стало ясно, что Невский проспект перегружен транспортом, архитекторы предложили два революционных способа решения проблемы: пустить движение под землей или построить навесную дорогу на столбах.

Проект подземного тоннеля под Невским пр. разработал в 1901 г. Генрих Гиршсон. Тоннель, по замыслу архитектора, должен был быть проложен с помощью щита Брюнеля (использовался при строительстве метро в Лондоне, Париже, Берлине).

Создание надземной "электрической дороги большой скорости" предусматривал проект 1901-1902 гг. гражданского инженера Петра Балинского и американца Марри Вернера. Устроенная на насыпях и эстакадах на высоте от 5 до 10 м над уровнем улиц трасса должна была включать в себя 11 радиально расходящихся от центра путей, одну кольцевую и несколько боковых линий.

Петров Евгений

Юридические статьи »
Читайте также