Качество в эпоху рынка Сертификацию заменит декларирование, но контроль за производством и продажей товаров усилится

С 1 июля 2003 года вступит в силу Закон "О техническом регулировании" (опубликован в "РГ" 31 декабря 2002 года, N 245), который предусматривает, что в течение семи лет будут разработаны и установлены так называемые технические регламенты, где будут четко прописаны обязательные требования к выпускаемой продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения и утилизации. Как введение новой системы технического регулирования повлияет на работу производителей и продавцов, каким образом будет осуществляться контроль за качеством товаров? На эти и другие вопросы "Российской бизнес-газеты" отвечает начальник Научно-технического управления Госстандарта России Евгений Петросян.

- С принятием этого закона в России начинается процесс создания четкой системы технического регулирования. Если раньше требования к продукции разрабатывались в различных ведомствах, которые выпускали множество зачастую дублирующих друг друга документов, то теперь техническое регулирование будет осуществляться на самом высоком уровне: все обязательные нормы к продукции, процессам производства будут прописаны в законах, указах Президента или постановлениях Правительства РФ.

Основные цели нового закона - максимально гармонизировать нашу систему технического регулирования с международной, прежде всего с европейской, и тем самым устранить технические барьеры в торговле, содействовать выходу отечественных товаров на мировой рынок, обеспечить равные условия для наших и зарубежных производителей на российском рынке. К сожалению, сегодня существует такая система технического регулирования, которая обеспечивает неравные условия для отечественных и зарубежных производителей. Контроль за безопасностью продукции для потребителя осуществляется в основном на производстве: наши заводы и фабрики проверяют множество контролирующих органов, а зарубежный производитель, торгующий на нашем рынке, столь жесткий контроль не проходит. Поэтому надзор за исполнением требований к продукции должен проводиться прежде всего на рынке, как это делается во всем мире.

- Евгений Робертович, а чем отличается нынешняя российская система технического регулирования от международной? Что изменится с переходом на новую систему?

- Как я уже говорил, у нас требования к продукции, услугам, методам и процессам производства разрабатывались различными органами исполнительной власти. Например, в стандартах, принимаемых Госстандартом России, были прописаны как обязательные требования к продукции, так и добровольные.

Международная практика предусматривает разделение этих требований, чтобы производитель и контролирующие его органы четко понимали, что обязательно, а что необязательно для исполнения, избегая тем самым необоснованных барьеров в торговле. Все обязательные требования будут содержаться только в так называемых технических регламентах, стандарты же будут носить добровольный характер. Однако если производитель будет выполнять стандарт, он может быть уверен, что выполнил и требования технического регламента.

Закон "О техническом регулировании" ориентирован на создание условий, максимально приближенных к тем, которые регулируют рынок в промышленноразвитых странах, когда изготовитель обязательно должен следовать только техническим регламентам, а стандарты может применять добровольно. Технические регламенты делятся на общие и специальные. Требования общего технического регламента принимаются по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; электромагнитной совместимости; а также пожарной, экологической, ядерной, радиационной и биологической безопасности. Общие регламенты обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов производства, эксплуатации, хранения и т.д. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, минимально необходимый уровень безопасности которых не обеспечивается общими регламентами.

В законе прописано, что разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо, и проект регламента должен быть доступен для ознакомления всем заинтересованным лицам (государственным органам, производителям продукции), а также для публичного обсуждения. Наиболее значимые технические регламенты при соблюдении ряда требований к их разработке будут приниматься в виде федеральных законов.

Согласно новому закону стандарты можно применять добровольно, они должны помогать производителю выполнить требования, прописанные в технических регламентах. Существует определенная процедура разработки стандартов, которая, как правило, одинаковая во всех странах: их разрабатывают специальные технические комитеты. В нашей стране национальные стандарты разрабатывает Госстандарт России, в рамках которого работает 350 технических комитетов. В их состав на добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Разработанные таким образом стандарты позволяют устранить технические барьеры в торговле и обеспечить приемлемое качество продукции.

Раньше у нас практически не было развитого технического законодательства, система технического регулирования была сложной и противоречивой. Большинство требований к продукции утверждалось на уровне федеральных органов. И получалось так, что к одной и той же продукции применяли разные, порой дублирующие друг друга, противоречивые требования несколькими федеральными органами. Процедуры оценки соответствия продукции также дублировали друг друга, производителю приходилось получать по нескольку сертификатов от разных ведомств. Теперь документы, разрабатываемые органами исполнительной власти, будут иметь только рекомендательный характер.

Российские технические регламенты и стандарты будут базироваться на международных стандартах. Госстандарт как национальный орган по стандартизации представляет Россию в Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК). Сегодня уровень гармонизации отечественных стандартов со стандартами этих международных организаций достигает 35 процентов, то есть из 15 тысяч международных стандартов более пяти тысяч применены у нас в качестве национальных. Россия стояла у истоков создания ИСО в 1947 году и в 70 - 80-е годы принимала самое активное участие в ее деятельности. Кстати, до сих пор официальными языками и ИСО, и МЭК являются английский, французский и русский. С внедрением современных электронных технологий по голосованию по проектам стандартов мы получили гораздо больше возможностей для участия в разработке международных стандартов.

- Изменится ли форма подтверждения соответствия качества продукции с введением новой системы технического регулирования?

- Да, мы идем к тому, что подтверждение соответствия в виде декларирования постепенно заменит сертификацию. Закон предусматривает, что подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, а обязательное - в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации.

До сих пор у нас в стране большинство наиболее значимых потребительских товаров, попадающих на рынок, должно было проходить обязательную сертификацию. Нужно отметить, что сегодня подобной системы уже нет почти нигде в мире. На Западе обязательную сертификацию, то есть проверку на соблюдение установленных требований, в аккредитованных органах по сертификации и испытательных лабораториях проходит только продукция, которая может представлять серьезную потенциальную опасность. За границей широко распространена система декларирования, когда сам производитель проводит все необходимые процедуры, которые также установлены в технических регламентах. И, подписывая декларацию, тем самым гарантирует, что его товар соответствует всем необходимым требованиям и тому, что написано на этикетке. Поэтому контроль за качеством в основном осуществляется не на производстве, а на рынке. К тому же цивилизованному производителю попросту невыгодно изготовлять некачественную продукцию. Ведь если его недобросовестность будет обнаружена, то он не только потеряет деньги и товар, но и, что для него важнее, хорошую репутацию.

К сожалению, после распада Союза, когда на наш рынок хлынуло огромное количество импортной продукции, иной альтернативы контроля за безопасностью и необходимым качеством товаров, кроме обязательной сертификации, не оказалось. Сейчас мы стремимся гармонизировать нашу систему технического регулирования с общемировой, поэтому практически ежегодно Правительство Российской Федерации переутверждает перечень продукции, которая должна пройти сертификацию, и перечень товаров, подлежащих декларированию. И идет постоянный процесс перевода продукции из-под обязательной сертификации под декларирование. В ближайшем будущем декларирование должно максимально заменить обязательную сертификацию. Обязательная сертификация останется там, где этого требуют международные соглашения или это продиктовано общемировой практикой. Но хочу отметить, что при этом роль добровольной сертификации должна сильно возрасти. Это поможет создать благоприятные условия для выхода отечественной продукции на мировой рынок и сделает ее более конкурентоспособной.

По Закону "О техническом регулировании" документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии), принятые до вступления в силу закона, то есть до 1 июля 2003 года, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.

- Как будет осуществляться контроль за качеством продукции?

- Контроль усилится на рынке, и прежде всего в отношении безопасности продукции и введения в заблуждение потребителя неправильной маркировкой или представлением недостоверных сведений о ней. Он должен стать не более жестким, но более действенным. И поспособствовать этому должно не столько увеличение числа проверяющих, сколько повышение уровня их профессиональной подготовки, а также разработка специальной системы информирования о появлении на рынке продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.

Закон обязывает изготовителя, его представителя или продавца в случае обнаружения подобных фактов извещать орган государственного надзора. В течение десяти дней с момента получения такой информации производитель обязан провести проверку достоверности информации и, если она подтвердится, за счет собственных средств разработать программу, согласованную с органом контроля, по предотвращению причинения вреда. Если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения таких мероприятий, то необходимо приостановить производство и реализацию продукции, отозвать товар с рынка и возместить убытки покупателям. В случае невыполнения изготовителем этих предписаний орган госконтроля, а также иные лица, которым стало об этом известно, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции. Если иск удовлетворен, суд обязывает ответчика отозвать продукцию и не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу довести его до сведения покупателей через СМИ или иным способом. За нарушение требований об отзыве продукции могут быть применены меры уголовного и административного воздействия. Всю ответственность за несоответствие продукции техническим регламентам несет изготовитель или продавец, в случае если будет доказано, что продукция стала опасной благодаря его неправомерным действиям.

- Евгений Робертович, а что изменится для производителя с вступлением в силу Закона "О техническом регулировании"?

- В основе этого закона заложен принцип максимального сближения или, как мы уже привыкли говорить, гармонизации национальной системы технического регулирования с международной. Кроме того, система должна стать понятной и доступной для производителя. Требования к продукции, способам производства будут четко изложены в специальном техническом законодательстве, у изготовителя появится возможность самому участвовать в разработке и технических регламентов, и стандартов, что позволит ему получить опыт, который он сможет использовать в разработке стандартов для своего предприятия. Поэтому мы надеемся, что введение новой системы технического регулирования поможет в работе добросовестному производителю и повысит защиту рынка от опасных и некачественных товаров.

Беседовала Елена Голякова.

Между тем

Помимо совершенствования законодательства в сфере технического регулирования приняты новые правила по метрологии в части проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проверки средств измерений (опубликованы в РГ N 14 от 25 января 2003 года). Согласно этим правилам Госстандарт России как аккредитирующий орган выдает аттестат аккредитации с приложением к нему, в котором указывается область аккредитации. Срок действия аттестата аккредитации не превышает пяти лет. Контроль за деятельностью аккредитованных метрологических служб осуществляют органы Государственной метрологической службы по месту расположения юридических лиц. Метрологические работы и услуги, оказываемые юридическими лицами по аккредитации их метрологических служб, оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключенных договоров.

Подробнее о новшествах в сфере проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проверки средств измерений читайте в ближайших номерах Российской Бизнес-газеты .

Юридические статьи »
Читайте также