Смарт в конце тоннеля Метрополитен преуспевает в карточных играх

Петербургский метрополитен сделал горожанам настоящий подарок к празднику: щит «Виктория» завершил проходку одного из двух тоннелей через зону «размыва». Другую «обнову» петербуржцы получат летом — единые «умные» смарт-карты. Уклониться от «подарка» не удастся никому. Так же, как не удалось отказаться от множества предыдущих.

Наземный транспорт вряд ли может сегодня конкурировать с метро, остающимся самым массовым средством передвижения. ГУП «Петербургский метрополитен» является едва ли не монополистом в области городских пассажироперевозок. Понимая это, его руководство часто идет на не слишком популярные меры. Очередная — перевод единых проездных билетов на основу бесконтактных смарт-карт.

Постоянные нововведения питерского метрополитена предназначены то для улучшения качества обслуживания пассажиров, то для борьбы с «зайцами». Однако они оборачиваются грандиозными очередями у касс или дверей станций и растущим раздражением горожан, не понимающих пользы, которую, по мнению метрополитена, им принесет очередное новшество. Впрочем, выбора у петербуржцев все равно нет. Даже если ГУП нарушает законы.

Ограниченные

Так, уже без малого два года по нескольку тысяч раз в день нарушается закон «О защите прав потребителя», а точнее — нормы его 4-й статьи. Все уже давно привыкли к тому, что магнитная карта срабатывает один раз в десять минут, и не видят в этом ничего необычного. Но согласно статье закона исполнитель (метрополитен) обязан оказать потребителю услугу — обеспечить проезд. Ограничения лишают купившего магнитную карту человека возможности ее полноценно применить, поскольку ею нельзя воспользоваться хотя бы дважды в течение десяти минут. Приобретая проездной билет, пассажир фактически кредитует метрополитен, заранее оплатив определенное количество поездок, на которые он имеет право на протяжении всего срока действия магнитной карты.

На все претензии руководство метрополитена обычно отвечает следующее: ограничения установлены потому, что некоторые люди покупают магнитные карты по льготной цене, а затем «продают» поездки другим пассажирам, незаконно получая прибыль. Метрополитен же несет значительные убытки. Однако борьбой со спекулянтами должны заниматься соответствующие органы, а метрополитен в их число определенно не входит. Поэтому ущемлять интересы тысяч граждан из-за нескольких десятков нарушителей, по меньшей мере, незаконно.

Урезанные

У проездных билетов метрополитена есть еще один существенный недостаток — ограниченное количество поездок. У единых проездных на месяц — 70, на полмесяца — 35. Это — еще одно нарушение той же статьи закона. Словосочетание «единый проездной билет» предполагает неограниченное использование его в течение всего срока.

Довод метрополитена о том, что на наземном транспорте, в отличие от метро, два пассажира не могут проехать по одному проездному билету, не имеет правовых оснований: условия проезда по единой карточке должны быть одинаковы для всех видов транспорта. К тому же и в метрополитене двум пассажирам по одной магнитной карточке проехать практически невозможно, поскольку есть 10-минутное ограничение на повторный проход.

Слепые

Наконец уже сам факт существования магнитных карт в их нынешнем виде нарушает статью 10 закона «О защите прав потребителей». В ней говорится об информации о товаре, которую обязан предоставлять продавец. Она, в частности, должна включать стандарты товара, соответствующего определенным требованиям, сведения о его основных потребительских свойствах, срок службы или годности. На привычных «магнитках» питерского метро не указываются начальное количество поездок, цена, дата продажи, даты совершенных поездок и срок годности. Часть необходимых сведений доводится до потребителя отнюдь не самым доступным способом — с помощью специальных устройств визуализации. Да и то получить ее можно не везде, а только в вестибюлях станций.

Согласно статье 786 Гражданского кодекса РФ магнитная карта является билетом, удостоверяющим заключение договора перевозки пассажира. Когда турникет «глотает» проездной после последней оплаченной поездки, у пассажира не остается никакого документа, который подтверждал бы заключение договора перевозки и его исполнение. При возникновении претензий к метрополитену он не сможет даже доказать, что вообще пользовался услугами ГУП, а следовательно, не сможет защитить свои права.

Бесконтактные

Последнее нововведение метрополитена пока еще не получило должного резонанса. С апреля в обиход горожан вошли единые проездные билеты на основе бесконтактной смарт-карты. Это новшество тоже имеет все перечисленные выше недостатки. Мало того, теперь такую карту

нельзя будет передать в пользование другому лицу под страхом лишения права ее повторного приобретения. Для того чтобы оформить новый проездной документ, необходимо заполнить специальную анкету, указать паспортные данные, место жительства, наклеить фотографию. Это является нарушением пункта 1 статьи 24 Конституции РФ, так как «сбор, хранение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается». Нашего согласия метрополитен не спрашивает – он просто предписывает, а это уже можно расценивать как «произвольное вмешательство в личную жизнь», что запрещено Всеобщей декларацией прав человека. Помимо того, с помощью смарт-карты можно легко отследить перемещения каждого отдельного пассажира.

Впрочем, приобретать единые проездные билеты на основе смарт-карт никто никого не заставляет. У пассажира всегда есть выбор: он может покупать жетоны или обычные многоразовые магнитные карты. Правда, единая карточка стоит значительно дешевле, но это уже проблемы пассажиров, не желающих следовать предписаниям и правилам.

Совет верхней палаты российского парламента 29 апреля планирует рассмотреть поправки в закон о железнодорожном транспорте.  »
Юридические статьи »
Читайте также