Дума сказала "А" Законы о реформе МПС приняты в первом чтении

Государственная дума вчера приняла в первом чтении правительственный пакет законопроектов, направленных на реформирование МПС. В железнодорожном ведомстве надеются, что уже к концу года все проекты обретут статус закона.

На рассмотрение думцев вчера было вынесено четыре законопроекта: "О железнодорожном транспорте в РФ", "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", "Транспортный устав железнодорожного транспорта РФ" и поправки в закон "О естественных монополиях". Конечной целью реформ должно стать разделение министерства на ряд структур, которые сосредоточат в себе различные функции - государственного регулирования отраслью, управление транспортной инфраструктурой и, наконец, обеспечение самих железнодорожных перевозок.

За МПС же останутся лишь функции госрегулирования отрасли. Все его активы предполагается передать ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). На первоначальном этапе оно будет владеть и управлять инфраструктурой и многочисленными компаниями-перевозчиками. Чтобы создать в этом секторе конкуренцию, доступ всех перевозчиков (включая независимых) к этой инфраструктуре должен быть равным.

Дискуссии о схеме реформирования железной дороги шли в течение года, и на завершающем этапе депутаты чуть было не "зарезали" пакет законопроектов. Комитет по собственности не рекомендовал Думе принимать его в первом чтении и изменил свою позицию только после того, как МПС бросило в бой тяжелую артиллерию - высшее руководство, включая министра Геннадия Фадеева. Положительную рекомендацию дал и комитет по энергетике и транспорту. Таким образом, сомнений в исходе голосования практически не оставалось.

Убитую было интригу вчера попытались возродить коммунисты, настаивавшие на исключении пакета из повестки дня. Депутат от КПРФ Николай Арефьев объяснил вчера "Ведомостям" этот демарш тем, что законы "написаны впопыхах", непонятно, как будет происходить приватизация имущества МПС, как изменятся тарифы. По его словам, МПС не представило и финансово-экономическое обоснование необходимости реформ. Впрочем, депутаты не вняли предложению коммунистов. В итоге все четыре законопроекта были приняты в первом чтении.

Теперь, говорит замминистра МПС Анна Белова, депутатам, правительству и заинтересованным коммерческим структурам предстоит готовиться ко второму, наиболее важному чтению. Формирующаяся рабочая группа к 26 октября представит свод поправок к законопроектам. Белова надеется, что радикальных изменений не будет . Она рассчитывает, что законы будут приняты уже к концу года. А собеседник "Ведомостей", близкий к МПС, говорит, что крупные корпорации не смогут вмешиваться "изнутри" в процесс работы над законопроектами, как это происходит в случае с реформированием электроэнергетики.

Впрочем, пока крупные компании, в отличие от коммунистов, не выступали с концептуальной критикой законопроектов. На состоявшемся в прошлую пятницу заседании комитета по энергетике и транспорту все они обсуждали в основном частные детали взаимоотношений РЖД и грузоперевозчиков. Гендиректор ООО "СУАЛ-Транспорт" Борис Чертков заявил вчера "Ведомостям", что в целом принятые законопроекты не вызывают у него отторжения. "Меня реформа не пугает, - говорит он. - Она давно назрела". Он говорит лишь, что при подготовке законов ко второму чтению необходимо более четко прописать принципы приватизации имущества железных дорог и обеспечения конкуренции в сфере железнодорожных перевозок. "Получается, что на длительный срок РЖД будет и владельцем имущества, и оператором подвижного состава, - говорит Чертков. - Понятно, что в таких условиях конкуренты ему ни к чему".

Госдума определит будущее МПС  »
Юридические статьи »
Читайте также