На монетизацию льгот обижены не только пенсионеры и милиционеры, но и чиновники

Возможными последствиями монетизации серьезно обеспокоены не только простые горожане, но и многие государственные служащие. В частности, пока только половина депутатов Законодательного собрания согласилась с новыми условиями оплаты труда госслужащих Петербурга, подписав соответствующие документы. Дело в том, что в 2005 году расчетная единица для исчисления должностного оклада служивых людей нашего города по предложению губернатора уменьшилась с 600 до 500 рублей. Такое, как образно выразился депутат Владимир Еременко, самообрезание объяснялось необходимостью выделения дополнительных средств (по 50 рублей) на компенсацию транспортных расходов пенсионерам и льготникам при реализации закона о монетизации льгот.

Как пояснил заместитель председателя бюджетно-финансового комитета ЗакСа Владимир Кучеренко, заработная плата государственных служащих складывается из двух основных компонентов. Во-первых, из должностного оклада, который в Петербурге определяется реестром должностей (например, у помощников депутата оклад равен 20—23 р. е., или 10—11,5 тыс. рублей). Во-вторых, из различных выплат: надбавки за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, ежемесячных поощрений, выплаты при предоставлении ежегодного отпуска, материальной помощи. Общая сумма этих доплат может достигать 1,5 должностного оклада в месяц. Исходя из всего этого формируется фонд заработной платы государственного учреждения. То же самое и на федеральном уровне, только оклад устанавливается по каждой должности и ежегодно индексируется указом президента.

В феврале вступает в силу федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ», где эта схема сохраняется. Однако общая сумма выплат увеличена более чем в 1,5 раза, так как размер ежемесячных премий не лимитируется и зависит от воли вышестоящего начальства. Кроме того, появляются еще надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выполнение особо важных и сложных заданий, оклад за классный чин. Общая сумма выплат по новому закону может составлять до 2,5 должностного оклада в месяц. Все эти изменения учтены и в законе «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга», который недавно принят в первом чтении.

При такой схеме заработная плата определяется не столько величиной расчетной единицы (оклада), сколько фондом заработной платы государственного учреждения. По закону о государственной службе предусматриваются средства для выплаты: премий — 6 должностных окладов в год; надбавок за выслугу лет — 4,5 оклада; надбавок за сложность и напряженность, специальный режим работы — 3 оклада; материальной помощи — 3 оклада и т. д. Тем не менее многие депутаты справедливо считают, что новые условия оплаты труда ухудшают материальное положение их помощников и большинства других государственных служащих (всего их в Петербурге около 7 тыс. человек).

Уменьшение величины оклада отражается на величине средней зарплаты. Соответственно, уменьшаются выплата по временной нетрудоспособности, величина отпускных, размер пенсии и т. п.

Это даже может квалифицироваться как нарушение действующего законодательства и ущемление прав граждан, так как в Конституции говорится, что «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Такие же требования выдвигает и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который был ратифицирован СССР в 1973 году. Эти нормы закреплены в федеральном законе «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ».

В 2003 году по заявлению муниципальных служащих Уставный суд Петербурга признал, что понижение расчетной единицы незаконно. Поскольку для расчета зарплаты госслужащих городского масштаба применяется та же р. е., не исключено, что аналогичный процесс в Уставном суде или в суде общей юрисдикции повторится. В свете последних событий вокруг закона о монетизации льгот все это выглядит как неумелый PR или фарс. Ведь фонд зарплаты как в Мариинском дворце, так и в Смольном не уменьшился, а вырос. Иными словами, заработная плата выросла, но меньше, чем кое-кому хотелось бы.

Ситуация с зарплатой государственных служащих Петербурга юридически схожа с методами реализации закона о монетизации льгот. Конечно, это не выведет государевых людей на улицу, но вызывает их недовольство. И в один прекрасный день какой-нибудь чиновник в знак протеста может поставить не в том месте запятую в документе «казнить нельзя помиловать!». Или не поставит ее вовсе.

Евгений Герасимов

Юридические статьи »
Читайте также