"Конкурс проведем осенью, на новые маршруты перевозчики выйдут весной"

Председатель комитета по транспорту Александр Дацюк: "Конкурс проведем осенью, на новые маршруты перевозчики выйдут весной"

В организации работы общественного транспорта в Петербурге назрели перемены. Об этом говорят специалисты, это ощущают петербуржцы, каждый день решая проблему, как добраться от дома на работу и обратно и каким транспортом воспользоваться: социальным или коммерческим. За организацию пассажирских перевозок в городе отвечает власть, ей и формировать правила игры на рынке перевозок. О том, в каком состоянии сегодня находится общественный транспорт в Петербурге и как будет проводиться новый конкурс среди перевозчиков, обозреватель "Известий" Олег Рогозин решил выяснить у председателя комитета по транспорту городской администрации Александра Дацюка.

ИЗВЕСТИЯ: Александр Макарович, какие болевые точки в работе общественного транспорта сегодня вы можете назвать?

АЛЕКСАНДР ДАЦЮК: Ситуация с общественным транспортом сегодня не удовлетворяет горожан, а значит и власти, ни объемом перевозок, ни качеством предоставляемых услуг, в частности, качеством подвижного состава. Вот уже полтора десятка лет по известным причинам, в первую очередь финансовым, происходило сокращение подвижного состава и, соответственно, ухудшение обеспечения пассажиров муниципальным транспортом. Сегодня ситуация изменилась: появилась возможность улучшить работу общественного транспорта, и правительство города поставило задачу эту возможность реализовать.

Еще один момент, который позволяет сегодня улучшить положение, - это введение в действие Федерального закона N 122, изменившего порядок предоставления льгот. Стала более понятной система платы за проезд льготными категориями граждан, теперь это поддается учету, что не может не привлекать на рынок перевозок людей бизнеса, в том числе на обслуживание социальных маршрутов.

ИЗВЕСТИЯ: А какова сегодня ситуация с общественным транспортом в городе, если сравнить, скажем, с 80-ми годами?

ДАЦЮК: Количество социального транспорта за эти полтора-два десятилетия резко сократилось. В 80-х годах трамваев на линию выходило каждый день в два раза больше, чем сегодня. Так же как и троллейбусов, автобусов. Значительно постарел подвижной состав, кроме того, на смену большим автобусам и троллейбусам пришли маловместительные "Газели". И самый главный показатель, особенно нервирующий людей: если 20 лет назад в часы пик интервал движения на особо напряженных маршрутах составлял две-три минуты, то в прошлом году на трети автобусных маршрутов плановый интервал в часы пик составлял более 20-25 минут. Это никого устраивать не может.

ИЗВЕСТИЯ: Как известно, губернатором города поставлена задача в ближайшие годы достигнуть европейских стандартов качества жизни. Каковы они в сфере общественного транспорта?

ДАЦЮК: Европейский уровень обеспечения общественным транспортом в таких мегаполисах, как Петербург, требует, чтобы время, затрачиваемое на поездку по городу, не превышало 40 минут. К этой цифре мы и должны стремиться. Сейчас продолжительность поездки зашкаливает за час.

ИЗВЕСТИЯ: Перемены назрели, и фирмы-перевозчики ждут конкурса. Ждут, между прочим, не первый месяц...

ДАЦЮК: Конкурс планируется объявить уже в сентябре, сейчас заканчивается подготовка конкурсной документации. Задача конкурса-привлечь инвесторов в сферу пассажирских перевозок, в том числе и на обслуживание социальных маршрутов. Ранее объявленный конкурс не состоялся, так как обе стороны не были в должной мере к нему готовы, хотя интерес к конкурсу был не только со стороны уже работающих коммерческих перевозчиков, но и инвесторов. Важно отметить, что основная цель конкурса практически была достигнута, ведь его участниками было закуплено 200 автобусов большой вместимости. И хотя конкурс признан несостоявшимся, но все эти машины уже работают на городских маршрутах, в том числе и на социальных. Сейчас, когда готовится новый конкурс, и перевозчики, и инвесторы уже строят планы на приобретение дополнительного подвижного состава, все это идет на пользу горожанам.

ИЗВЕСТИЯ: По какой схеме пройдет новый конкурс?

ДАЦЮК: Планируется провести его в три этапа. На первом, предквалификапионном, этапе будет рассматриваться, способен ли претендент осуществлять социальные перевозки, так как у них имеется своя специфика. Затем будет проведен конкурс на "кусты" маршрутов, сочетающие и социальные перевозки, и коммерческие, на третьем этапе-на оставшиеся коммерческие маршруты.

Идеология конкурса остается прежней: желательно, чтобы на одном направлении все автобусные маршруты обслуживались одним предприятием. Тогда и пассажиры, и власти будут знать, с кого спросить за организацию перевозок. Кроме того, сочетание в одном "кусте" коммерческих и социальных маршрутов обеспечит перераспределение средств, что в какой-то степени может снизить нагрузку на бюджет. Основная задача конкурса-это обновление подвижного состава (в особенности это касается социальных маршрутов) без привлечения бюджетного финансирования. Я уверен, эта задача будет выполнена, ведь уже сейчас появляется информация о подготовке крупных инвестиционных проектов. А будет больше автобусов-улучшится и качество обслуживания пассажиров, сократится время ожидания транспорта. Принципиальным отличием нового конкурса от предыдущего станет то, что крупнейший городской перевозчик-ГУП "Пассажиравтотранс" скорее всего не будет в нем участвовать. За ним планируется закрепить 50 процентов сети социальных маршрутов, наиболее важных для жизнеобеспечения города, которые это предприятие будет обязано обслуживать, а остальные выставятся на конкурс. По мнению комитета по транспорту, такое системообразующее предприятие, тем более в столь важной социальной сфере, должно оставаться государственным (в будущем оно может стать акционерным обществом с контрольным пакетом акций у города), для того чтобы город мог на него рассчитывать в кризисных ситуациях.

Недавний пример: кронштадтское автопредприятие перестало существовать, и тогда весь объем пассажирских перевозок взял на себя "Пассажиравтотранс", потому что ни один частный перевозчик не был готов, не захотел взять на себя эту маршрутную сеть. Подобные ситуации могут возникать и в дальнейшем.

ИЗВЕСТИЯ: Много говорится о неэффективности менеджмента на государственных предприятиях, однако сегодня этот ГУП довольно активно обновляет свой подвижной состав, в то же время город имеет задолженности перед ним за два-три года, в результате предприятие не может расплатиться с налоговыми органами. Решается ли вопрос погашения задолженности?

ДАЦЮК: Эффективность менеджмента не связана с тем, является предприятие государственным или частным, а зависит от его кадрового состава, персонала. Считаю, что сегодня в этом ГУПе работают квалифицированные специалисты, болеющие за свое дело, за город. Строчки по погашению доказанной задолженности города "Пассажиравтотрансу" были в бюджете 2005 года, планируются они и в бюджете будущего года. Для того чтобы суммы задолженности были городом признаны, проводятся аудиторские проверки предприятия, проверки комитета финансов. В основном эти суммы подтверждаются и закладываются в план реструктуризации задолженности.

ИЗВЕСТИЯ: Если все получится и конкурс будет объявлен в сентябре, когда горожане могут рассчитывать на улучшение работы общественного транспорта?

ДАЦЮК: Улучшение уже заметно, и тому подтверждение - отзывы пассажиров, теперь мы хотели бы закрепить эту тенденцию. Конкурс будет проведен в течение октября-ноября, его сроки будут скоординированы с процессом принятия бюджета города на 2006 год, ведь там будут разыгрываться и бюджетные средства на субсидирование социальных перевозок. До весны будущего года фирмам-победителям будет дано время, чтобы они могли приобрести дополнительный подвижной состав и подготовиться к обслуживанию новых маршрутов, так что работа по новой схеме начнется где-то с марта будущего года.

ИЗВЕСТИЯ: В комитете сейчас разрабатываются какие-то масштабные проекты по развитию транспортной системы?

ДАЦЮК: К концу года мы планируем провести конкурс на прокладку скоростной трассы на юго-западе города: от станции метро "Проспект ветеранов", вдоль проспекта Славы до Володарского моста. Это известный проект, который когда-то предлагался компанией "Бомбардье". Какой там будет трасса: "легкое метро", или монорельсовая дорога, или сделанная еще по какой-то современной технологии, сказать сейчас не могу, так как именно это и будет предметом конкурса. Проект рассматривается как инвестиционный, то есть будет реализовываться на привлеченные средства, его воплощение существенно улучшит обеспечение этого района города пассажирскими перевозками.

Олег Рогозин

Юридические статьи »
Читайте также