Триколор в углу двора Контейнеры трех цветов — это лишь начало радикального решения проблемы твердых коммунальных отходов (ТКО)

Полгода назад эксперимент с селекционным, то есть раздельным, сбором мусора начался в Адмиралтейском районе города. А позже стал распространяться в Центральном, Московском и Василеостровском районах. Рядом с евробаками зеленого цвета на контейнерных площадках появились емкости синего и желтого цветов. Синий — для сбора бумаги и картона, а желтый — для стекла, пластика, упаковок из-под бытовой химии. Жители также заметили появление в некоторых дворах огромных 27-кубовых контейнеров для крупногабаритного мусора — старой мебели, холодильников и т. д. В целом же по городу установлено всего 250 баков раздельного сбора мусора. Это, конечно, ничтожно мало для 4,5 тысячи контейнерных площадок...

С принятием на недавнем заседании городского правительства «Концепции обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) Санкт-Петербурга на 2005 — 2014 гг.» вечнозеленая тема борьбы с мусором получила новый импульс. О перспективах реализации программного документа и шла речь на брифинге для журналистов в жилищном комитете.

Председатель комитета Юнис Лукманов — петербуржцы помнят: до этого он возглавлял администрацию Адмиралтейского района — начал с того, что фактически концепция уже работает и налицо даже некоторые достижения.

Есть показатель накопления мусора в год в расчете на одного жителя, который складывается из многих составляющих. Чтобы санитарное состояние нашего города было приличным во всех отношениях, эта норма должна быть не больше 1,45 кубометра. До недавнего времени мы имели 1,63 кубометра, сейчас — 1,51. Это-то и связывается с достижениями жилищной реформы.

Но это средняя «мусорная температура» по городу. Зависит сей показатель от элементарного порядка на местах, от взаимодействия жилищных служб с населением и предпринимателями. Больше всего мусора, понятно, от торговых организаций. Последние должны или убирать его собственными силами, или платить за вывоз. В Адмиралтейском районе арендаторы занимают до 15% помещений в жилых домах, но эти 15% оплачивают 42% (!) стоимости всего вывоза мусора. Там, где нет целенаправленной работы с арендаторами, и картина другая...

Что же касается селекции мусора, то оптимальный вариант, когда через нее проходит половина ТКО. Правда, есть технологии, позволяющие сортировать отходы уже после их дробления на мусороперерабатывающих заводах. Но эти технологии для нас недоступны из-за дороговизны. Поэтому планируется наращивать темпы селекции во дворах. Например, в Московском районе сейчас пять специально оборудованных с симпатичным ограждением контейнерных площадок, а к концу года появятся еще 25. В Невском и Красногвардейском районах в рамках программы «Чистые дворы» открыты 27 пунктов по сбору отходов: бутылок, металлической тары, тряпок, бумаги, упаковочного картона. Все это в какой-то степени также снижает нагрузку по вывозу мусора из города на полигоны, именуемые в народе свалками.

По научным расчетам, объем мусора, вывозимого из жилого массива, должен соответствовать определенному весу. У нас эти нормы не выдерживаются, потому что на месте мусор плохо уплотняется. Машины то и дело возят воздух. Отсюда лишние транспортные расходы, что в конце концов сказывается и на тарифах.

До конца года на контрольно-пропускных пунктах полигонов, куда вывозятся ТКО, должен быть оборудован весовой контроль.

— Только прессование пластиковых бутылок, — говорит г-н Лукманов, — может сократить кубатуру вывозимого мусора на 20%. Есть специальные компакторы для прессовки пластмассы, бумагу надо на месте пакетировать. Кстати, для жилищников это еще и стимул дополнительно деньги заработать.

Оказывается, в год жилой сектор дает 6,5 млн кубометров ТКО. Из них механизированной переработке подвергается только 25%. Практика же высокоразвитых стран, где об экологии заботятся больше, выглядит следующим образом. 50% от всего объема твердых отходов идет на заводы с дальнейшим использованием вторичного сырья. 30 — 35% захоранивается на полигонах и 10 — 15% сжигается по специальным технологиям. Сжигается то, что нельзя захоронить без последствий для природы и человека. Чтобы двигаться в направлении этих показателей, нам надо наращивать технологические мощности, что и предусмотрено концепцией Смольного.

Увеличение мощностей планируется за счет реконструкции двух действующих мусороперерабатывающих заводов (МПБО-1 на Волхонском шоссе, 116, и МПБО-2 во Всеволожском районе), а также за счет строительства второй очереди МПБО-2 и сооружения нового завода.

В текущем году планируется закончить технико-экономическое обоснование строительства второй очереди МПБО-2. По мнению специалистов, на этой площадке есть условия для создания замкнутого цикла переработки ТКО. То есть сортировки, компостирования того мусора, который потом пойдет для захоронения на полигон, и сжигания той части мусора, который захоронить нельзя. Сейчас сжигание в очень скромных объемах возможно только на опытной установке МПБО-1, а еще есть небольшая установка в районе аэродрома «Пулково».

Относительно нового завода пока идут только переговоры с инвесторами. Непременное условие бизнеса — гарантия города в стабильной поставке мусора.

— Да, сейчас они говорят: дайте мусор, — рассуждает Юнис Лукманов. — А потом может оказаться, что сжигание его будет убыточным. То есть важнейшая составляющая всего переговорного процесса — проблема тарифного регулирования. И здесь надо смотреть, сколько денег мы затратим на ту или иную технологию. Нас удивляет, с какой смелостью Москва пошла на строительство мусоросжигающих заводов, гарантируя инвесторам в том числе и тарифную составляющую, которая гораздо выше, чем действующая в Петербурге. Сегодня мы не намерены идти по московскому варианту.

Строительство завода в Москве с поставкой импортного оборудования оценивается в 140 — 150 млн евро. Если использовать наряду с импортным и российское оборудование, то, по расчетам специалистов петербургского предприятия «Механобр», строя завод на берегах Невы, можно уложиться и в 80 млн евро!

Рассматриваются две площадки для строительства нового МПБО: в зоне «Парнас» и на улице Крыленко. Но предпочтение отдается первому адресу в северной части города, где в Новоселках вблизи поселка Левашово чадит огромная свалка.

Что же касается полигонов ТКО, то, согласно федеральному законодательству, размещение их в городской черте или вблизи других поселений запрещено. И нельзя закрыть действующий полигон, не построив альтернативный.

Новое место по согласованию правительств Петербурга и Ленобласти практически определено. Полигон для обслуживания двух субъектов Федерации будет расположен примерно в десяти километрах от железнодорожной станции Мга. На оборудование объекта в соответствии с европейскими стандартами экологической безопасности потребуется порядка 600 млн рублей — бюджетных и внебюджетных. В лучшем случае с начала следующего года начнется лишь проектирование нового полигона. Тогда через полгода можно будет приступать к поэтапному строительству, постепенно переключая мусорные потоки на новое место погребения.

Эмма Беленкова

Юридические статьи »
Читайте также