Уберечь торговую марку от происков топов Вадим Усков, генеральный директор ООО "Усков и Партнеры"

СПб. Истории, рассказанные юристами в этой рубрике, призваны помочь компаниям, работающим над созданием торговых марок, не наступить на грабли, которые уже кому-то набили шишки.

Пару лет назад мне довелось участвовать в деле одного издательского дома против своих менеджеров: генерального директора и главного редактора. В то время этот издательский дом выпускал несколько изданий, однако два из них были самыми известными и значимыми. Менеджеры, в отличие от владельца бизнеса, посчитали, что рано или поздно отношения могут испортиться и потому неплохо бы подстраховаться в отношении того, чем они занимаются. И зарегистрировали на себя товарные знаки, предварительно оформив себя частными предпринимателями.

Эти действия были не лишены смысла, поскольку в противном случае регистрацию знаков было бы не осуществить. Одним словом, владельцем товарного знака одного из самых известных изданий этого издательского дома стал главный редактор, а владельцем другого товарного знака - генеральный директор.

Прошло более 5 лет, и однажды основной акционер издательского дома действительно расстался со своими менеджерами. И тут же с их стороны последовали две претензии. Во-первых, они сообщили, что являются владельцами товарных знаков, и, во-вторых, требуют запретить издавать журналы.

Дело длилось достаточно долго. Арбитражный суд вынес решение, что регистрация знаков была незаконна, поскольку "выставочный приоритет" - а именно под таким соусом прошла регистрация - не должен вводить в заблуждение потребителя в отношении издателя. То есть социологические исследования показали, что оба журнала ассоциируются с издательским домом, а не с этими предпринимателями. Кроме того, налицо было нарушение Закона "Об акционерных обществах": генеральный директор, зарегистрировав на себя товарные знаки, совершил сделку с заинтересованным лицом. В чем собственно дело?

Владельцы бизнеса должны оградить свой бизнес от наемных менеджеров через фразу в уставе о том, что отчуждение любой интеллектуальной собственности предприятия есть исключительная прерогатива общего собрания акционеров. Сделка не входит в компетенцию генерального директора, он не имеет права регистрировать на себя, на аффилированных членов.

Это некая гарантия для акционеров от возможных происков менеджеров. Это облегчает разговоры в суде, можно избежать долгих многолетних разбирательств. И самое главное - это не имеет никакого отношения к вопросам доверия или недоверия, что всегда так пугает предпринимателей. Нужно оградить товарный знак как актив от возможности уйти налево.

Как взвешивали и делили "Пулково"  »
Юридические статьи »
Читайте также