Реклама лечится от алкоголизма За рекламу крепких напитков СМИ могут лишиться лицензий

Минпечати и антимонопольное ведомство решили объединиться в борьбе с рекламой алкоголя в средствах массовой информации. Отныне Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) будет информировать Минпечати о случаях нарушения рекламного законодательства в СМИ. В частности, это касается рекламы крепких напитков.

По-видимому, практика взыскания довольно крупных сумм за нарушения рекламного законодательства не приносит должного эффекта, издатели попросту включают размер штрафа в стоимость рекламы, и на страницах газет, журналов и на телевидении продолжает появляться реклама горячительного питья. В ситуацию решило вмешаться Минпечати, пригрозив выносить злостным нарушителям предупреждения и даже отзывать лицензии, как это делается в случае публикации порнографических материалов. В антимонопольном ведомстве на сотрудничество с Минпечати возлагают большие надежды и предполагают, что контроль за соблюдением законодательства о рекламе станет более четким и эффективным, а число нарушений в этой сфере резко сократится.

К рекламе алкоголя мировое законодательство подходит по-разному: практически везде разрешена реклама пива, во многих странах можно рекламировать вина крепостью до 18 градусов.

По оценкам экспертов, львиная доля нарушений Закона "О рекламе" по части рекламирования алкоголя у нас в стране приходится на печатные СМИ. Телевизионщики этим грешат значительно реже, разве что небольшие региональные телекомпании. Антимонопольные органы нарушителей безжалостно штрафуют. По Закону "О рекламе" штраф за размещение рекламы алкоголя может достигать пяти тысяч МРОТ. Теперь МАП будет не только налагать штрафы, но и сообщать о нарушении в Минпечати, которое, как уверяют чиновники, будет предписывать устранить нарушение в определенный срок, а в случае неисполнения этого предписания - выносить предупреждения и в качестве крайней меры лишать лицензии. По-видимому, введение новой схемы мониторинга рекламы в СМИ позволит более оперативно принимать меры к нарушителям рекламного законодательства, но вряд ли поможет полностью искоренить злоупотребления в рекламной сфере. Однако это может послужить поводом для повышения расценок на рекламу алкоголя, ведь рекламщикам, нарушающим закон, придется прибегать к еще большим ухищрениям в производстве рекламных роликов и материалов о горячительном питье.

Еще в январе прошлого года в столице была запрещена наружная реклама крепкого алкоголя. Однако это не остановило производителей и продавцов горячительных напитков, которые теперь прибегают к различным ухищрениям, только бы донести до потребителя информацию о своем продукте. Нарушения наслаиваются одно на другое. Изображая на плакате бутылку водки, рекламодатель приписывает: "слабоалкогольный коктейль крепостью семь градусов". То есть производитель нарушает рекламное законодательство сразу по двум статьям: помимо запрета на рекламу крепкого алкоголя он вводит потребителя в заблуждение, предоставляя ложную информацию о товаре. А это уже нарушение статьи 7 Закона "О рекламе", подпадающее под формулировку "недостоверная реклама". При этом понятие недостоверной рекламы не ограничивается сообщением только ложной информации. Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений может создать у потребителя неверное представление о рекламируемом товаре.

Елена Сергеева

Между тем

Естественно, инициатива двух ведомств не привела в восторг рекламные агентства. По мнению эксперта Рекламного совета России, члена совета Российской ассоциации рекламных агентств профессора Игоря Крылова, введение подобных мер не принесет ожидаемого эффекта. Нерадивые издатели и вещатели будут продолжать нарушать Закон "О рекламе", печатая и выпуская в эфир рекламу алкоголя. Если же Минпечати действительно решится на такую крайнюю меру, как отзыв лицензий, и не будет ограничиваться только предупреждениями, то возможно и другое развитие ситуации. Однако И.Крылов полагает, что сама по себе реклама несущественно влияет на уровень потребления алкоголя. Например, после запрета телевизионной рекламы крепкой алкогольной продукции в 70-е годы в США за 10 лет потребление алкоголя увеличилось в три раза. Люди перестали получать информацию о качественной продукции и перешли на более дешевые, низкокачественные сорта алкоголя. "Более серьезная проблема - это реклама табачной продукции, которую необходимо полностью запретить, как это сделано на Западе, - считает И.Крылов. - На сегодня Россия и Китай - самые курящие страны. По некоторым оценкам, около 60 процентов населения нашей страны курит".

Ежегодно антимонопольные органы рассматривают около 10 тысяч фактов нарушения законодательства о рекламе. Примерно в половине случаев к нарушителям предъявляются соответствующие меры. Особенно распространены нарушения общих требований к рекламе, установленных статьей 5 Закона. Нарушения в части рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий составляют немалую долю и, по статистике МАПа, имеют тенденцию к увеличению. Однако растет и количество фактов пресечения таких нарушений. Не сокращается количество выявляемых нарушений, связанных с распространением недостоверных сведений в рекламе, которые вводят потребителей в заблуждение и, как правило, наносят им ущерб. Доля этих нарушений ежегодно составляет порядка 10 процентов общего количества нарушений рекламного законодательства.

Вчера в МАП России прошло очередное заседание Комиссии, на котором рассматривались случаи нарушения рекламного законодательства в сфере рекламы алкогольной продукции. Антимонопольное ведомство продолжает нещадно карать нарушителей, и теперь им в этом поможет и Минпечати.

Комиссия МАП России за размещение рекламы крепких алкогольных напитков в журнале "Лиза" наложила штраф на ЗАО "Издательский дом "Бурда" в размере 400 МРОТ.  »
Юридические статьи »
Читайте также