С больной головы на здоровую или Кто виноват, что закон об отмене льгот так плох?

Монетизация льгот настолько потрясла всю страну, что до сих пор эта тема является главной в российских СМИ. Неудивительно, что и очередной выпуск программы "Валентина Матвиенко. Диалог с городом" был в основном посвящен проблеме льготников. Поражает другое: питерский губернатор, всегда лояльная к федеральной власти, на этот раз резко высказала свое отношение к реформе.

"Неподготовленный", "сырой" - это всего лишь некоторые эпитеты, которые употребила Валентина Матвиенко, характеризуя пресловутый 122-й закон. Вообще же губернатор сравнила закон о монетизации льгот с цунами, последствия которого вынуждены ликвидировать региональные власти. При этом, как заявила губернатор, российское правительство было неоднократно предупреждено о последствиях главами регионов. В том числе и лично она неоднократно говорила об этом. Тем не менее в центре не услышали голосов с мест.

Именно поэтому Валентина Матвиенко достаточно лояльно отнеслась к массовым народным выступлениям против монетизации в начале января. Предвидя, что закон о монетизации нанесет удар по наиболее малоимущим слоям, правительство заранее подготовило предложения о смягчении некоторых его положений. В частности, почти сразу после праздников был предложен вариант о введении льготных проездных карточек для тех категорий граждан, которым по закону теперь выплачивают компенсации. Петербургская инициатива уже реализована в нескольких регионах России. А наши городские льготники могут получить дешевые проездные документы в Сбербанке и почтовых отделениях, где получают компенсации.

Также предполагается ввести льготные проездные для студентов и родителей детей-инвалидов. Последние вообще выпали из сферы действия закона о монетизации. Хотя Смольный направил свои предложения в правительство РФ, однако дожидаться федеральных поправок не намерен и уже в ближайшее время вопрос с проездными для этой категории граждан будет решен. На данный момент рассматривается два варианта: либо включения сопровождающего в детскую проездную карточку, либо возможности приобретения льготного проезда.

И все же основной ущерб льготники понесли именно из-за отмены бесплатного проезда. В связи с этим Смольный не только ввел льготные проездные билеты, но и смог договориться с Октябрьской железной дорогой о провозе в дачный период, с 27 апреля по 31 октября, всех льготников за 10 процентов стоимости от тарифа. Точно такое положение городское правительство собирается ввести и на маршрутах N 400 - 599, которые также занимаются провозом дачников.

На данный момент идут переговоры с правительством Ленинградской области о сохранении транспортных льгот для петербуржцев на областных маршрутах. Смольный предлагает "нулевой вариант", согласно которому питерские льготники будут ездить по области по городским проездным, а областные - соответственно будут пользоваться льготами в Петербурге. Процесс переговоров идет непросто, но иного пути решения просто не существует.

Несмотря на то что в основе закона лежат не самые плохие идеи (например, обеспечение льготными путевками по нему в Петербурге возрастает в 10 раз - с 5 до 50 тысяч), механизмы реализации абсолютно непродуманны. Именно поэтому возникла угроза срыва обеспечения питерских льготников лекарствами. Городскому правительству пришлось взять на себя печатание рецептов, заключение договоров с аптеками и многие другие вопросы, которые позволили проблему практически решить. Тем не менее все это требует больших бюджетных затрат, которые городскими законами просто не были предусмотрены.

При этом, и на это тоже указала губернатор, в федеральном центре присутствует желание всю вину за неподготовленный закон переложить на плечи региональных властей, которые вынуждены исправлять чужие ошибки.

Виктор Семенов

Добиваться только самим!  »
Юридические статьи »
Читайте также