Выбрать самую близкую власть Такую задачу будут решать жители Ленинградской области 9 октября, голосуя за кандидатов в муниципальные депутаты

В цивилизованной Европе местное самоуправление люди давным-давно привыкли считать самой доступной властной структурой. В России же с ее тысячекилометровыми пространствами складывался абсолютно иной стереотип восприятия власти: она всегда была для человека где-то далеко, на некоем политическом Олимпе, куда не всякий ходок со своими проблемами сумеет добраться. И вот настает, похоже, такой момент, когда и россиянам дается реальный шанс создать себе власть «пешеходной доступности» со всеми ее надлежащими атрибутами — представительной и исполнительной ветвями, бюджетом, четким перечнем полномочий и т. д. Отправной точкой этого процесса в Ленинградской области станут назначенные на ближайшее воскресенье выборы муниципальных депутатов. О целях и задачах очередной стартующей реформы МСУ, о ходе нынешней избирательной кампании наш корреспондент Александр Рабковский беседует с председателем комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области Юрием Марасаевым.

— Юрий Григорьевич, местное самоуправление в Ленинградской области давно уже выросло из младенческого возраста. И принятая еще в середине 1990-х годов система построения муниципальной власти вроде бы в целом себя оправдала. Недаром критики питерской модели, поделившей город на 111 мелких округов, не единожды кивали на ближайшего соседа: там, мол, сохранили прежние, привычные для людей районы, и это во многом обеспечило целостность инфраструктуры, хозяйственных комплексов. Зачем же теперь все это ломать и заводить в области сотни новых муниципальных образований?

— Ломать привычную муниципальную систему у нас никто не собирается. Просто во исполнение норм нового федерального закона об общих принципах организации МСУ мы переходим на двухуровневую схему построения этой власти на местах. Делаем так, чтобы люди понимали, что руководство рядом, к нему незачем ехать, скажем, из Любани в Тосно за 30 километров: муниципальные образования первого уровня, депутатов которых будут избирать жители, станут решать самые актуальные вопросы: течет кран, не проложен асфальт, не скошена трава во дворе, есть другие проблемы — пожалуйста, обращайтесь к тем, кого избрали. У них будут финансовые полномочия: бюджет, права, вместо прежних волостей, которые являлись лишь территориальными единицами районных муниципальных образований Ленинградской области и только тратили деньги, исполняя решение районного центра, после выборов 9 октября сформируются вполне самостоятельные структуры местной власти. Они будут призваны решать самые насущные проблемы своих территор ий и их жителей, поэтому очень важно, чтобы избраны были люди, способные работать, действовать, знающие территорию, доступные избирателям. Не должны прийти во власть такие, которые будут якобы решать проблемы, скажем, Свирицкого муниципального образования, сидя в офисе Москвы или Питера. Реформа местного самоуправления по сути верна и прогрессивна: она призвана радикально перестроить всю систему власти на местах, приблизив ее к народу. Во-первых, появляются два уровня муниципалитетов, во-вторых, все муниципальные образования становятся на самостоятельные бюджетно-финансовые рельсы. То есть и в районном, и в городском или поселковом звеньях возникают свои четкие перечни вопросов местного значения и источники финансирования для их решения. Всего в области создается 222 муниципальных образования — 17 районных (2-го уровня), одно городское — атомград Сосновый Бор, за счет своего особого статуса он приравнен к району, и 204 городских или поселковых.

— Вы сказали, что реформа эта идет сверху, диктуется необходимостью исполнения федерального закона. Но в то же время подчеркиваете ее обоснованность, а разве спущенный по вертикали постулат не далек от жизни?

— В данном случае это не так. Речь идет о необходимости не на словах, а на деле приблизить местную власть к населению, заставить ее более эффективно решать именно местные проблемы. Областная администрация должна создавать условия для обеспечения государственных гарантий развития территорий, бюджетом подкреплять свои обязанности, районы — координировать эту работу. Но есть же вопросы «от земли», связанные с конкретикой — мы с вами обсуждали такие примеры. Их обязаны видеть и решать на местах, к этому необходимо приходить, ведь президент и губернатор не смогут поменять все двери в подъездах, отремонтировать все водопроводные колонки... Согласитесь, если за содержание подвала, работу сантехников в поселке или деревне станут отвечать в местном совете, имея для этого необходимые финансы, то это будет правильно. Так что говорить, что реализуемая новая схема в чем-то противоречит интересам и чаяниям людей, не приходится.

— Сразу же об этих самых финансах, Юрий Григорьевич. В Петербурге, где нынешняя схема построения МСУ теоретически близка к той, которую начинают строить в области, муниципалы постоянно жалуются на нехватку денег. Не получится ли так, что и в областных поселках, в отдельных городах бюджеты МО быстро оскудеют?

— Полагаю, что этого не случится. Выстраивая схему, мы исходили ведь главным образом из экономической самодостаточности будущих муниципалитетов. То есть, определяя необходимость появления органа местной власти, сразу прогнозировали, на каких источниках доходов будет базироваться его деятельность. Там, где есть градообразующие предприятия, за возникновение прорех в бюджете волноваться не придется. Но будут и дотируемые территории, мы проработали схемы выравнивания бюджетов. Важность выбора грамотных, знающих территорию руководителей обусловлена также тем, что в муниципальных образованиях именно на глав территорий ляжет ответственность за сбор подоходных налогов, налогов на имущество физических лиц, на землю. Если умело, по-хозяйски, распоряжаться землей — например, строго заставлять регистрироваться всех, кто строит в области какие-то дома, дачи, коттеджи, то можно наполнить деньгами свои бюджеты. Кроме того, предусмотрено, что муниципалы могут устанавливать какие-то свои местные сборы — на уборку территории и т. д.

Ленинградская область активно работает по внедрению новой схемы уплаты подоходного налога: когда он будет зачисляться не по месту работы, как сейчас, а по месту жительства. Это важно для равномерной финансовой обеспеченности муниципалитетов: например, в Кингисеппе работают жители из десятков расположенных вокруг деревень и поселков. Если их подоходный налог будет оставаться в городе — тоже муниципальном образовании, — значит, населенные пункты станут бюджетно «обескровлены». А везде необходимо решение проблем, и люди должны жить качественно. Ленинградская, Московская, Тверская области выступают за такой эксперимент, губернатор ведет активную работу по его реализации с федеральными структурами и депутатами Госдумы. Понимания находим все больше — понятно, что местное самоуправление должно быть экономически сильным и ему в этом важно содействовать.

— Какие же конкретно полномочия получат теперь муниципалитеты?

— Они, а если точнее, то перечни вопросов местного значения, будут делиться между двумя уровнями МСУ. То, что ближе к населению, отдается на низший уровень, остальное — наверх. Но тут надо сразу заметить, что сам федеральный закон идет и исполняется очень непросто: в него уже внесено около десяти различных изменений, большинство из которых как раз касаются перечней местных вопросов.

Последние поправки дают свободу маневра самим субъектам Федерации. Мы получаем право самостоятельно распределять объемы полномочий между районами и отдельными городами, поселками. Надо учесть, что мы ведь строим свое МСУ не с нуля, и в таких городах, как Гатчина, Выборг, Луга, Волхов, муниципалитеты готовы взять на себя максимум вопросов местного значения — от благоустройства до содержания дорог и организации работы транспорта. Там есть необходимый опыт работы, кадры и т. д. Что касается вновь формируемых муниципалитетов, то тут надо в каждом отдельном случае смотреть, что кому конкретно по плечу. Нужно ли, к примеру, давать поселковому совету полномочия по содержанию автобусного маршрута до районного центра? Вряд ли потянет он эту ношу. Значит, целесообразнее это полномочие оставить за верхним уровнем МСУ, который до сих пор его и реализует. А вот благоустройство территорий, сугубо местные вопросы ЖКХ, выдачи текущих документов обязательно нужно закреплять внизу: не будут приезжать и з райцентра в поселок дворники с метлами, и селяне не должны ездить за каждой справкой о детских пособиях за тридевять земель.

Замечу попутно, что выборы 9 октября — это важный, но только самый первый этап всей муниципальной реформы. После того как на местах будут избраны советы, они из своего состава выберут глав МО. А затем будут объявлены конкурсы, и на контрактной основе по их итогам начнут принимать на работу глав администраций. Параллельно будут приниматься уставы МО и т. д. То есть областной закон четко установил модель организации муниципалитетов с разделением представительной и исполнительной ее структур.

— Ну а как в целом прошла в области муниципальная избирательная кампания?

— По нашему мнению, достаточно живо. На 2275 депутатских мест выдвинулись 7610 человек. Зарегистрированы 7195 кандидатов, остальные либо отказались от борьбы сами, либо по каким-то причинам их отказались регистрировать избирательные комиссии. Примечательно, что 1517 кандидатов выдвинули политические партии, что для Ленинградской области, считаю, является неплохим показателем политической активности.

В области полная готовность к проведению голосования, и уверен, что жители региона изберут достойных представителей местного самоуправления. Ведь именно каждому, кто живет в области, предстоит решить, какой станет самая близкая власть. Важно сделать выбор, не позволяя другим решать это за себя, тем более, среди жителей Ленинградской области много людей, готовых защищать интересы земляков и участвовать в развитии муниципальных образований.

Александр Рабковский

Юридические статьи »
Читайте также