Технология старта: Бухучет по-простому

Недавно малые предприятия лишились главной льготы, ради которой многие и предпочитали эту форму ведения бизнеса. С 1 января 2002 г. "малые" больше не освобождаются полностью от налога на прибыль в первые два года деятельности, а в последующие два не смогут платить этот налог по сниженным ставкам. Однако все большее количество предпринимателей предпочитают форму малого предприятия не столько ради этих налоговых льгот, сколько ради другого - упрощения расчета налогов и бухучета.

Не секрет, что даже профессионалу подчас трудно охватить все многочисленные, сложные и к тому же постоянно меняющиеся правила по исчислению и уплате налогов в рамках традиционной системы налогообложения. Ведь для каждого отдельного налога необходимо определять налоговую базу, для каждого налога существуют своя налоговая декларация, свои сроки ее подачи, а также уплаты налога. Неудивительно, что такое обилие правил пугает практически каждого, кто думает об открытии собственного бизнеса.

В упрощенном учете все, соответственно, проще. Сейчас порядок применения этой системы регулируется законом 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", еще действующим в течение 2002 г. А с 1 января 2003 г. будет регулироваться главой 26. 6 части 2 Налогового кодекса.

Главный плюс упрощенной системы налогообложения - в сокращении количества налогов. Вместо того чтобы считать налоговую базу, заполнять и подавать налоговые декларации, а также осуществлять платежи по каждому из пяти главных налогов (в этом году это НДС, налог на прибыль, на имущество, на пользователей автодорог и налог с продаж) , предприятие подает одну декларацию и оплачивает один налог раз в квартал. Хотя взносы на обязательное пенсионное страхование и др. налоги уплачиваются в обычном порядке.

Упрощенная система налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности позволяет малым предприятиям фактически забыть о бухгалтерском учете и вместо него вести книгу доходов и расходов. Данные из книги потом используются для расчета единого налога. Специальной профессиональной подготовки такая работа не требует.

Для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, устанавливается один объект налогообложения. Это может быть либо валовая выручка (доходы) , либо совокупный доход (доходы минус расходы). Они признаются по кассовому методу, т. е. в момент получения или, соответственно, уплаты денежных средств. Объект налогообложения и ставки единого налога, применяемые в 2002 г. , были установлены субъектами Федерации. Поэтому у компаний не было права самостоятельно выбрать между валовой выручкой или совокупным доходом. Однако с будущего года установлены общие правила. Налогоплательщикам позволено будет самим выбирать объект налогообложения, что делает упрощенную систему налогообложения еще привлекательнее. Если это доходы, то налоговая ставка составит 6% , если доходы, уменьшенные на сумму расходов, - 15%.

При высокой прибыльности в качестве объекта налогообложения лучше выбрать доходы. Например, это целесообразно для фирм, занимающихся торговлей в розницу и за наличный расчет - ведь ставка единого налога ненамного выше ставки одного лишь налога с продаж, установленного многими субъектами Федерации на максимальном уровне 5%. Однако если рентабельность невысока, то в качестве объекта налогообложения лучше выбрать доходы, уменьшенные на величину расходов.

Если вы хотите перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. , то не позднее 30 ноября этого года нужно подать заявление в налоговую инспекцию.

Однако перейти на упрощенную систему налогообложения могут не все юридические лица. Законодательством установлены определенные ограничения на численность работающих и объем выручки (дохода) за предшествующий период. С 2003 г. применение упрощенной системы налогообложения запрещено некоторым организациям, исходя из:

организационной структуры (например, имеющим обособленные подразделения) ;<br> сферы деятельности (например, страховщикам и банкам) ;<br> специальной системы налогообложения, на которую переведена организация (скажем, в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единого сельскохозяйственного налога) ;<br> доли участия других организаций в капитале организации (она не должна превышать 25% );<br> стоимости амортизируемого имущества (не более 100 млн руб. ).

Автор - менеджер по аудиту компании Mazars & Guerard Павел Викторов

Юридические статьи »
Читайте также