Пенсионный бизнес сделал шаг вперед

Главным двигателем остаются корпоративные программы Год 2005-й стал рекордным для негосударственных пенсионных фондов. Согласно данным Пенсионного фонда России, более 730 тысяч граждан России, вдвое больше, чем годом ранее, решились доверить НПФ и частным управляющим компаниям заботу о накопительной части своих будущих пенсий

При этом в заявлениях граждан указывается около 70 НПФ, при том что в списке допущенных к управлению пенсионными накоплениями в настоящее время значатся 99 фондов.

Плюсы частников

Однако сами финансисты считают, что результаты могли быть и выше: ведь в целом с 2003 года, когда россияне впервые могли воспользоваться правом выбора управляющего пенсионными накоплениями, лишь около 5% граждан отдали предпочтение частному сектору. Остальные по умолчанию остаются клиентами государства, даже несмотря на цифры, свидетельствующие, что такой подход не сулит высоких доходов.

В конце 2005 года негосударственные управляющие компании впервые получили разрешение обнародовать сведения о том, сколько они смогли заработать для будущих пенсионеров, - закон дозволяет публиковать эту информацию только с разрешения Пенсионного фонда России.

Как можно судить из появившихся в открытом доступе данных, лучший результат показала УК "Тройка Диалог" - 50% годовых. В среднем частные УК смогли выйти на доходность на уровне от 15% до 35% годовых, тогда как государственная компания Внешэкономбанк может похвастаться лишь 12,7%. Последнее, правда, во многом объясняется жесткими ограничениями, наложенными на работу ВЭБа с пенсионными деньгами.

Если частникам дозволено вкладывать в муниципальные и корпоративные облигации и даже в некоторые акции, то возможности госкомпании лимитированы рынком государственных же долговых обязательств. Последний считается более надежным и, соответственно, менее прибыльным.

Критерии выбора

Еще один факт, на который указывают представители НПФ, - большую часть новых клиентов составляют участники корпоративных фондов, то есть люди, которым чаще всего "деваться некуда": участие в негосударственной пенсионной программе обычно является частью их трудового контракта. Если же пытаться сосчитать тех, кто выбрал частного управляющего абсолютно сознательно, то цифра окажется куда менее внушительной.

По обнародованным ПФР данным, почти 600 тыс. человек в 2005 году предпочли НПФ, и около 130 тыс. - УК, таким образом, соотношение сделавших "свободный выбор" и подчинившихся распоряжениям свыше может достигать 1:4. И то, что по числу клиентов лидируют фонды, учредителями которых являются ведущие компании страны, никого не удивляет.

Отметим также, что людям, отдававшим свои деньги в корпоративный НПФ, приходилось выполнять минимум формальностей - практически всю бумажную работу за них выполняла соответствующая служба предприятия. Деталь, с одной стороны, незначительная, с другой - существенная: необходимость заполнять множество сложных бумаг нередко отпугивает начинающего инвестора.

К тому же на стороне НПФ было и еще одно весомое преимущество: в отличие от частных управляющих компаний, они не были ограничены сроками проведения пенсионной кампании, имея возможность принимать заявления граждан в течение года.

Также справедливости ради отметим, что относительно высокий результат пенсионной кампании 2005 года - лишь фрагмент общей, в целом благоприятной для финансистов статистики прошедшего сезона. За минувшие 12 месяцев повышенным вниманием клиентов пользовались все, кто работает с частными инвестициями: сказался явный рост доходов россиян, которые смогли позволить себе активнее прежнего делать сбережения.

Факторы успеха

Прогнозы относительно перспектив негосударственного пенсионного сектора на ближайшую пятилетку можно в целом охарактеризовать как "осторожно оптимистичные". Дальнейшее развитие эксперты увязывают с несколькими условиями. Во-первых, сохранение благоприятной экономической конъюнктуры: уже многократно доказано, что граждане склонны активно распоряжаться своими деньгами тогда, когда речь не идет о последних сбережениях.

Во-вторых, многое зависит от условий перевода денег от государственного управляющего к частным. Рекордные показатели 2005 года многие аналитики увязывают с тем, что процедура перехода от ВЭБа в частный сектор, по сравнению с предыдущими годами, была значительно упрощена.

В-третьих, свою роль должна сыграть инерционная сила. Чем дальше, тем большие суммы будут скапливаться на пенсионных счетах граждан и, соответственно, тем выше будет становиться потенциальный доход, который может принести эффективное управление этими средствами. Соответственно должен расти и стимул активнее заботиться о своих пенсионных деньгах.

Наиболее оптимистичные управляющие говорят, что в течение последующих пяти лет негосударственному пенсионному сектору реально занять 20-25%-ю долю рынка.

Многое зависит и от руководителей предприятий, принимающих решения о собственной пенсионной программе. На протяжении всего 2005 года специалисты, выступавшие на страницах "Экономики и времени", отмечали, что в целом отношение топ-менеджеров к корпоративным пенсионным программам с потерей налоговых льгот по пенсионным отчислениям явно понизилось.

Очевидно, что снижение единого социального налога с 14% до 6%, одновременно с которым произошла отмена этих льгот, имело стратегическую цель - подвигнуть работодателей выводить зарплаты из "тени". Но также очевидно, что этот процесс, в отличие от налоговых решений, одномоментно не произошел.

Как правило, реакция рынка на такие новшества заставляет себя ждать четыре-пять и даже больше лет. При условии, еще раз подчеркнем, общей стабильности.

Пока же напомним, что первым результатом снижения ЕСН стало резкое увеличение дефицита бюджета ПФР, который в значительной степени формировался за счет данного налога.

Если прежде фонд имел дефицит только по накопительной части пенсий и мог гасить его за счет базовой части, то после снижения ЕСН возник дефицит и по базовой. Дабы залатать растущую брешь, правительство было вынуждено брать недостающие деньги из Стабилизационного фонда.

Проблема, как нетрудно понять, в том, что эти средства поступают от продажи нефти и газа. В последние годы мировая конъюнктура более чем благоприятна для России, но рано или поздно это закончится, а иных источников пополнения кассы ПФР пока не изобретено.

Во всяком случае осенью прошлого года сперва глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин, а за ним и министр финансов Алексей Кудрин заявили о том, что за счет высоких нефтяных доходов необходимо сформировать еще один накопительный пенсионный фонд - для страхования ПФР.

Предпочтения российских граждан при выборе структур,

управляющих пенсионными накоплениями

В 2004 г., тыс. чел. / В 2005 г., тыс. чел.

В пользу НПФ - 376 / 597

В пользу УК- 354 / 130

Владимир Хозиков

Амбиции - двигатель роста  »
Юридические статьи »
Читайте также