Бюджет устоит Благодаря финансовому резерву и профициту

До следующего пика платежей по внешним долгам в 2005 г. и получения инвестиционного рейтинга Россия намерена проводить сдержанную политику внешних заимствований. А бюджет будет формироваться с некоторым профицитом. Такую стратегию рекомендует Минфин в основных направлений политики в сфере госдолга на 2003 - 2005 гг. В ближайший четверг документ рассмотрит правительство.

На 1 января 2003 г. объем госдолга составлял $144,9 млрд (42,4% ВВП против 101,6% ВВП на начало 2000 г. ). Объем внешнего долга РФ на 1 января 2003 г. составлял $123,5 млрд (36,2% ВВП против $158,4 млрд, или 89,5% ВВП к началу 2000 г. ). Долговая нагрузка на бюджет снизилась до безопасной границы 12%.

Необходимость глубоких реформ, диверсификации экономики и поддержания темпов роста потребовали, по словам первого замминистра финансов Алексея Улюкаева "существенной корректировки стратегии в области госдолга" на ближайшие годы. В этот период Россию подстерегают пики платежей в 2005 и 2008 гг. На это накладываются непредсказуемость конъюнктуры мировых рынков, соотношения курсов валют и ставок капитала. В такой ситуации долговая стратегия должна быть весьма гибкой. Правительство не откажется от увеличения государственных заимствований для рефинансирования долга, но будет учитывать все риски. В период 2004 - 2005 гг. объем погашения государственной заложенности составит $29,3 млрд. Из них внешняя задолженность - $18,9 млрд, а внутренняя - $10,4 млрд. Для недорогих заимствований за рубежом России не хватает инвестиционного рейтинга, на который, по прогнозам Минфина, можно будет претендовать к 2005 г. "Занять можно сколько угодно, но если не дергать внешний и внутренний рынок, то реально мы можем прокредитоваться на $23 - 24 млрд", - говорит замминистра финансов Бела Златкис.

С внутреннего рынка в 2004 г. предполагается привлечь 260 млрд руб. , а в 2005 г. - 290 млрд руб. "Исходя из общего объема погашения внешнего и внутреннего долга в 2004 - 2005 гг. и при сбалансированности бюджета, с внешнего рынка необходимо получить рефинансирование в сумме 136 млрд руб. (около $4 млрд) в 2004 г. и 212 млрд руб. (около $6 млрд) в 2005 г. ", - пишут авторы основных направлений. Этот вариант, по их мнению, сопряжен со значительными рисками заимствований на невыгодных условиях. "Представьте, что завтра Гринспэн повысит ставки. У нас тут же на внутреннем рынке полезут на два-три пункта ставки", - рассуждает Златкис. Поэтому наиболее приемлемым сценарием долговой политики является, как говорится в документе, "составление бюджета на рассматриваемый период с незначительным профицитом". Его точного значения в материалах нет, так как, по словам замминистра, такое не принято ни в одном приличном государстве. Однако подсчитать профицит можно. Финансовая дыра в ближайшие два года, если не перенапрягать рынки, составит $5,3 - 6,3 млрд. Финрезерв, как полагают в Минфине, к 2004 г. будет исчерпан полностью. Поэтому закрывать брешь собираются доходами от приватизации - по 18 млрд руб. в каждый из двух лет и от продажи драгметаллов - по 32 млрд руб. Выручка от этих источников, таким образом, примерно $3 млрд. Непокрытыми остаются $2,3 - 3,3 млрд, или около 30 - 45 млрд руб. в год.

"Мы считаем, что на эту величину в бюджете должен быть заложен профицит", - заявляет Златкис. С учетом 15 трлн руб. ВВП в 2004 г. профицит необходим в размере 0,2 - 0,3% ВВП. "Наши оценки не столь драматичны", - считает руководитель Центра развития Андрей Клепач. По его расчетам, на 2004 г. перейдет часть финрезерва в $1 млрд. "Мы закладываемся на профицит в 0,4 - 0,5% ВВП в предстоящие два года. На эту величину можно снизить налоги, а выпадающую сумму занять на внутреннем рынке", - говорит Клепач. По его мнению, в банковской системе избыток средств и дополнительные заимствования на 1% ВВП вполне возможны.

Александр Беккер

Верховный суд РФ отказал в признании недействующей части пункта правил ОСАГО, касающейся размера страховых выплат.  »
Юридические статьи »
Читайте также