Реформа местного самоуправления: Область поддерживает муниципалитеты Какие налоги, такие и доходы

Но изменения в межбюджетных отношениях в области уже налицо. В условиях развертывания реформы местного самоуправления (МСУ) в собственно областном бюджете межбюджетные трансферты составляют 8,7 млрд рублей. Из них около 6 млрд рублей - это средства региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований. Кстати, по тому же пути пошли и другие субъекты на Северо-Западе РФ. Так, межбюджетные трансферты в Архангельской области составили около 7 млрд рублей, в Вологодской - более 7,5 млрд рублей. Некоторые эксперты трактуют большой объем финансовых средств, аккумулированных субъектами для поддержки МО, как своего рода рычаг для ограничения самостоятельности местных бюджетов, улучшения "управляемости сверху" территориальными органами власти.

Однако дело в другом. Вместе с новыми принципами местного самоуправления вступили в действие изменения в налоговом и бюджетном законодательстве. Иным стал механизм регулирования межбюджетных отношений, распределения бюджетных доходов. Поселения, например, формируют свою доходную базу за счет 100% средств по налогам на землю и имущество проживающих на их территории физических лиц, 30% перечислений по единому сельхозналогу и 10% налогов на доходы физических лиц.

Еще предварительные расчеты показали: для начального этапа преобразований в сфере МСУ этого явно недостаточно. Деньги в потенциале некоторых налогов, в частности на имущество физических лиц, земельного, для местных органов МСУ, заложены немалые. Но это вопрос перспективы. А пока на поддержку муниципалитетов через фонды пришлось выделить из областного бюджета вместо 439 млн, которые были предусмотрены на эти цели в 2005 году, как уже отмечено выше, 6 миллиардов рублей.

Следует учесть и другие факторы: в области почти в 8 раз увеличилось число муниципальных образований. Формирование доходной части районных бюджетов также потребовало эффективного финансового регулирования на областном уровне. Словом, жизнь заставила область активно поддержать свои территории.

Искусственно субъект не держится за бывшие свои полномочия. Муниципалитетам уже передана часть функций в сфере образования, социальной защиты. На очереди - ЖКХ.

Правда, пока наблюдается такая тенденция - некоторые районы пытаются перетянуть на себя полномочия, относящиеся к компетенции поселений. Можно, конечно, это объяснить издержками организационного периода реформирования. Но в то же время не всегда следует осуждать действия районной власти. Не так-то просто, например, на территориях распределять инфраструктуру жилищно-коммунального хозяйства. Иной раз между несколькими поселениями надо делить единую инженерную сеть и даже отдельную теплотрассу, что далеко не всегда представляется оптимальным решением. Не в каждой деревне, не в любом селе вообще есть специалисты в сфере ЖКХ.

Социальные нагрузки на бюджет растут

В перспективе реформа МСУ будет способствовать и перераспределению социальных нагрузок на бюджеты разных уровней. Но сейчас основную часть финансирования социальной сферы субъектам приходится брать на себя. Так, в бюджете Ленобласти такие затраты составляют 48%, в Архангельской - более 40%, в Карелии - 35%. Однако это не означает, как полагают некоторые эксперты, что рост социальных расходов регионов свидетельствует о "проедании" денег, ослаблении внимания к капитальным вложениям.

Включаются в действие новые меры стимулирования труда бюджетников, намечается рост инвестиций в развитие приоритетных отраслей. Например, в рамках национального проекта учителя городских и сельских школ с численностью в классе не менее 25 и 14 человек будут соответственно получать доплаты за классное руководство. Сумма в расчете на одного учителя должна составить 1000 рублей в месяц. Федеральный бюджет выделил субъекту на эти цели около 74,5 млн рублей. Но при этом почему-то не учтены суммы налоговых отчислений. Теперь, очевидно, предстоит более 49 млн. рублей внести в общий котел из областного бюджета. То же произошло, кстати, при увеличении зарплаты участковым врачам и педиатрам на 10 тыс. и медсестрам на 5 тыс. рублей. По проекту "Здравоохранение" область надеется получить от центра 133,6 млн рублей на переоснащение муниципальных поликлиник и больниц новым оборудованием и рассчитывает, что в нынешнем году по сравнению с предыдущим объем инвестиций в основной капитал в целом по области увеличится на 7% и превысит 90 млрд рублей. Впервые в бюджете Ленобласти на 2006 год предусмотрены средства на обеспечение проектирования и создания промышленно-экономических зон. То есть уже сейчас закладываются фундаменты будущих объектов, намечаются новые адреса капитальных вложений.

Петр Владимиров

Палки в колесах реформы  »
Юридические статьи »
Читайте также