Палки в колесах реформы

Транспортная реформа, затеянная городской администрацией, приносит первые плоды. На ряде социальных маршрутов автобусы стали ходить чаще. А некоторые частные перевозчики снизили цены на проезд. Но радоваться этому пока рано.

Кадровый голод

В феврале частные компании, победившие в конкурсе на право пассажирских перевозок, вывели на социальные маршруты 50 новых автобусов. Чиновники обещают, что в ближайшие два месяца на городских улицах появится еще более 600 автобусов. Если обещания сбудутся, то их общее число увеличится в 1,5 раза (сегодня на социальных маршрутах работает 1200 машин). Но реформа выглядит гладко только на бумаге. Как утверждают наши источники, у многих победивших перевозчиков этих автобусов в наличии нет. Они фигурируют только в конкурсной документации. И к первому апреля — а именно к этому сроку перевозчики должны выполнить все условия конкурса — новые автобусы появиться в городе физически не могут.

В связи с этим любопытен «неожиданно» образовавшийся дефицит водительских кадров, о котором заговорили в Комитете по транспорту. На самом деле никакой неожиданности в этом нет, поскольку частные перевозчики уже давно испытывают кадровый голод и вынуждены нанимать на работу гастарбайтеров. И, возможно, разговоры о том, что петербуржцы не хотят работать за водительскую зарплату (18 тысяч рублей на социальных автобусах в ГУП «Пассажиравтотранс» и существенно выше — у водителей коммерческих маршруток), — это просто способ подстелить соломку под буксующую реформу. Как известно, главная проблема жилкомхоза заключена не в отсутствии управленческих идей, а в дефиците дворников.

Дефицит водителей в Комитете по транспорту намерены ликвидировать за счет привлечения рабочей силы из Новгородской, Псковской и Вологодской областей (кстати, может, и дворников оттуда позвать?). Однако как в этом случае будет достигнута одна из главных целей транспортной реформы — повышение безопасности движения, — непонятно. Ведь ситуация на питерских дорогах разительно отличается от той, к которой привыкли, скажем, псковские водители.

3:0 в пользу конкурса?

Тем временем проигравшие конкурс частные компании не оставляют намерения опротестовать его результаты. Сводки с фронтов судебных боев поступают противоречивые. В Комитете по транспорту утверждают, что в настоящее время в суде рассматривается 7 исков от проигравших конкурс компаний. И три из них комитет уже выиграл. Счет 3:0 в пользу конкурса. У вице-президента Ассоциации независимых перевозчиков Александра Масюка другие данные. Из десяти поданных исков проигран пока только один. «Дело в том, что почти никто из проигравших в конкурсе компаний до сих пор не получил официального уведомления о результатах конкурса, — утверждает он. — Это создает сложности при подаче искового заявления. Нет документа, который можно было бы опротестовать. Не известны причины, по которым мы не прошли конкурс. Поэтому наша компания в суд еще не обращалась».

В Ассоциации независимых перевозчиков продолжают настаивать, что цель конкурса — незаконный передел рынка, который приведет к монополизации и росту цен. На днях предприниматели подали официальное обращение в Федеральную антимонопольную службу.

Ценовая война

Частники не ограничиваются судебными исками и уже перешли к экономическим методам борьбы. На ряде коммерческих маршрутов перевозчики снизили стоимость проезда до 12, а то и 10 рублей, демонстрируя тем самым, что готовы предоставить петербуржцам более дешевые услуги, чем победители конкурса. Кабы эту готовность они демонстрировали всегда, а не гонялись бы ранее за сверхприбылями, шансов заручиться поддержкой горожан у них было бы значительно больше. Впрочем, это только начало ценовой войны. С марта победившие перевозчики начнут выводить свои машины на коммерческие маршруты. Но и проигравшие уходить с них не собираются, грозя массовым снижением цен. Если это произойдет, чиновники-реформаторы окажутся в неловком положении. Защищая итоги конкурса и изгоняя с маршрутов проигравшие компании, они поставят под сомнение экономическую целесообразность февральского повышения стоимости проезда в общественном транспорте.

Сергей Ворохов

Почему Дума не жалует блокадников?  »
Юридические статьи »
Читайте также